Мусоровозам временно разрешили перегруз без штрафов

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтении законопроект о моратории на штрафы для мусоровозов. Документ вносит изменения в ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах» и был подготовлен с участием Российского экологического оператора (РЭО).

Авторы законопроекта предлагают с 1 апреля 2025 г. до 1 марта 2028 г. отменить весовой и габаритный контроль для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Эти изменения касаются только мусоровозов, сведения о которых содержатся в Федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО). Документом предусмотрено, что данные о спецтехнике из ФГИС УТКО будут передаваться в федеральную государственную информационную систему выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

По действующему закону, тяжеловесные транспортные средства могут двигаться по автомобильным дорогам только при условии оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Перегруз такого транспорта приводит к деформации дорожного покрытия, его преждевременному износу и разрушению, что влечет за собой дополнительные расходы на ремонт и содержание покрытий. Размер вреда дорогам всех уровней, причиняемого перевозками ТКО, ежегодно составляет более 400 млрд руб., подсчитали в Минтрансе России.

Тяжеловесный транспорт может двигаться по автомобильным дорогам при наличии специального разрешения. Но оформить такое разрешение, а также внести плату за вред в случае мусоровозов не представляется возможным, поскольку при погрузке ТКО морфологический состав отходов и конструкция мусоровоза не позволяют распределить перевозимый груз по шасси автомобиля в нужных пропорциях, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Согласно исследованию, проведенному в июле-августе 2024 г. комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с РЭО и при содействии Минтранса России, превышения нагрузки на ось касаются 70% мусоровозов, эксплуатируемых на территории РФ. Штрафы, которые регоператоры по действующим правилам получают за нагрузку на дорогу, могут превышать 300 000 руб., отметил гендиректор РЭО Денис Буцаев. А для того, чтобы избежать штрафов, загрузку всех мусоровозов придется снизить до 40%. Однако это потребует дополнительных расходов, что может привести к росту тарифов для населения, объяснил Буцаев.

По оценке Минприроды России и РЭО, для замены всех мусоровозов с двумя осями потребуется 120 млрд руб. единоразово или около 40 млрд руб. ежегодно в случае использования механизмов лизинга, отмечают авторы законопроекта.

Поэтому эксперты предложили ввести мораторий в отношении спецтехники для вывоза ТКО, а также обозначить переходный период для обновления парка мусоровозов, рассказал глава РЭО. «За это время будет проведен анализ всех производимых моделей транспорта и установлены требования, обеспечивающие баланс безопасности на дороге и справедливой цены за вывоз коммунальных отходов», – отметил Буцаев. РЭО также предложил установить требования для производителей мусоровозов, чтобы минимизировать негативное воздействие на дорожное покрытие.

Законопроектом также предусмотрено, что правительство РФ до 1 сентября 2026 г. установит новые требования к мусоровозам. Применять их начнут в отношении техники, выпущенной после 1 марта 2028 г.