Россия не смогла наладить продажу углеродных единиц на международном рынке
Схема зеленых инвестиций для стимулирования получения и продажи компаниями углеродных единиц на международном рынке, в России не оправдала себя. К такому выводу пришли авторы статьи «Россия и углеродный рынок» — основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин и директор департамента стратегического планирования и партнерства АНО «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой ЮНЕСКО Надежда Уледова.
Как сказано в тексте, «создать прозрачный механизм конвертации выручки от продажи так называемых единиц установленного количества (ЕУК) в зеленые проекты Россия так и не смогла, хотя свою помощь предлагали и международные финансовые организации (Всемирный банк), и правительства ряда стран, заинтересованных в покупке ЕУК, особенно США и Япония. Зато многие другие страны, в том числе Чехия, Эстония, Украина, воспользовались схемой зеленых инвестиций и успешно торговали излишками своей национальной квоты на выбросы парниковых газов (ПГ), пока это было возможно».
В конце 1990-х в мире был задан тренд на новую модель мировой экономики. Глобальные финансовые институты, такие как Всемирный банк, заявили о готовности развивать новые направления за счет широкого внедрения зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. Российские начинания в этой сфере были многообещающими. Считалось, что Россия сможет поставить на углеродный рынок миллионы тонн не выброшенных в атмосферу ПГ. Для реализации этой возможности в России разработали специальную схему зеленых инвестиций, которую затем активно обсуждали со Всемирным банком и заинтересованными странами-покупателями.
Однако реализовать задуманные планы России не удалось, хотя в начале российский бизнес и государство взялись за них с энтузиазмом. Причинами авторы анализа называют бюрократию. Например, один из фундаментальных документов для реформ, Киотский протокол, подписанный в 1997 году, в России ратифицировали лишь в 2004 году. Для регулирования нового углеродного рынка были приняты законы и нормативные акты, российский бизнес подал на рассмотрение 155 проектов с совокупным потенциалом сокращения выбросов 386,7 млн т ПГ в СО2-эквиваленте. В итоге Минэкономразвития утвердило 108 проектов с общим заявленным потенциалом сокращения выбросов ПГ в 304,6 млн т. Однако на добровольном рынке торговли углеродными единицами было замечено всего несколько российских компаний. «В большинстве случаев это были не новые проекты, а проекты, которые либо не получили шанса в рамках Киотского протокола (не были утверждены), либо развивались до-киотские сокращения, которые можно было заодно пристроить на добровольном рынке. В результате углеродный рынок не стал для России механизмом поддержки зеленого развития», – рассказал «Ведомости. Устойчивое развитие» один из авторов текста, эксперт по климату Михаил Юлкин.