Отечественные компании нацелены на циклическую экономику

Основой устойчивого развития в стране должны стать вторичные ресурсы
Вартан Айрапетян
Вартан Айрапетян

К 2030 г. в России необходимо будет вовлекать в хозяйственный оборот почти вдвое больше отходов, чем сейчас. Такова поставленная правительством цель создания в стране экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ). Что сегодня представляет собой циклическая экономика в России и как происходит ее развитие, обсудили на «Форуме по устойчивому развитию», организованном деловым изданием «Ведомости», представители крупнейших производственных и финансовых отечественных компаний.

Согласно данным Минприроды РФ, в стране ежегодно образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). Пищевые отходы составляют 17,7%, а полезные фракции, которые могут быть переработаны, – 44,6%. Среди них – пластик, стекло, бумага, текстиль и т. д. По национальному проекту «Экологическое благополучие» к 2030 г. необходимо обеспечить сортировку 100% объема ТКО, из которых не более половины должно захораниваться, а не менее 25% – использоваться в качестве вторичных ресурсов. Сегодня, по данным Российского экологического оператора (РЭО), сортируется 57,2%, а перерабатывается 14% ТКО.

В целом на нацпроект заложено 1,261 трлн руб., при этом самая крупная статья расходов рассчитана на реализацию входящего в него федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» – 554 млрд руб., привел данные модератор практической сессии «Рынок устойчивых продуктов: от идеи к реализации», руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Игорь Коротецкий.

«Объем глобального рынка ЭЗЦ по итогам 2023 г. оценивался в $583 млрд, в 2024 г. – в $696 млрд, а прогноз на 2031 г. – до $2,8 трлн, – сообщил эксперт. – То есть рост в среднем составляет 22% в год. Это довольно большой показатель». По мнению Коротецкого, такая ситуация в мире обусловлена в большой степени ужесточением нормативных требований по снижению воздействия на окружающую среду. Регулирование в сфере экологии меняется и в России. Кроме того, в нашей стране также увеличивается спрос на экологически чистые продукты, применяются новые технологические решения в области переработки отходов, бизнес видит финансовую выгоду от оптимизации ресурсов, отметил Коротецкий. «Эти факторы побуждают различные отрасли внедрять циклические модели управления ресурсами, с упором на их повторное использование и переработку», – сказал он. Экономия затрат в результате использования вторичного сырья побуждает компании переходить от текущей линейной экономики к циклической.

Устойчивые стратегии

В 2024 г. «Сибур» перешел на отраслевую модель управления бизнесом, рассказал директор дивизиона компании «Развитие вторичной переработки и устойчивых решений» Максим Ремчуков. Раньше одно подразделение «Сибура» отвечало за поставки одной и той же продукции клиентам из разных отраслей, будь то медицина, строительство или агропромышленный комплекс. «Теперь наш бизнес работает по другому принципу: в «Сибуре» организованы дивизионы, каждый из которых отвечает за поставки различной продукции предприятиям одной отрасли», – сообщил представитель «Сибура». По его словам, переход на новую модель управления значительно упростил процессы выстраивания цепочек поставок и улучшил понимание нужд клиентов. В рамках этой реформы состоялась и трансформация, связанная с устойчивым развитием: появился отдельный дивизион по разработке новых решений в применении вторичных полимеров и развитии рынка вторсырья. Отраслевой подход позволяет точнее адаптировать процессы переработки и использования вторичных полимеров под специфику каждой отрасли, что повышает эффективность внедрения вторсырья в производственные циклы, считают в «Сибуре».

Сегодня тренды таковы, что потребители и бизнес обращают внимание на углеродный след продукта, вклад бизнеса в переработку отходов, действия по сокращению загрязнения, считает Ремчуков. «Сибур» создает материалы с содержанием вторсырья с 2022 г. Например, после модернизации предприятия «Полиэф» (входит в состав «Сибура». – «Ведомости. Устойчивое развитие») в Башкирии, одна из двух линий завода стала производить полимерные гранулы, в составе которых – вторичный пластик. По словам Ремчукова, такой подход, с одной стороны, способствует развитию нефтехимической отрасли, а с другой – рынка полимеров, новых методов переработки пластика и увеличению сбора пластиковых отходов.

У «Сибура» сформировалось понимание того, что ЭЗЦ является неотъемлемой частью всего блока устойчивого развития, который управляет воздействием компании на окружающую среду: выбросами, отходами, энергоэффективностью, углеродным следом, заботой о биоразнообразии, отметил Ремчуков. «Внедрение ЭЗЦ означает, что отходы становятся ресурсом для производства новой продукции. Это позволяет в том числе достигать целей, связанных со снижением выбросов парниковых газов, – сказал он. – Вы добываете меньше первичных ресурсов, вовлекая в производство вторичное сырье». А замена традиционных материалов, таких как стекло или алюминий, на синтетические в производстве готовых изделий и упаковки способствует снижению выбросов. Например, для перевозки полимерных материалов требуется меньше топлива, поскольку они обычно легче, добавил Ремчуков.

Компания PepsiCo также несколько лет назад объявила о начале трансформации, касающейся жизненного цикла продукции, рассказал директор по коммуникациям PepsiCo в России и СНГ Александр Костиков. Эта инициатива направлена на пересмотр и оптимизацию всех этапов производства, использования и утилизации с целью снижения экологического воздействия и перехода к более устойчивой модели бизнеса. Например, при производстве чипсов специалисты компании отслеживают, как партнерами-сельхозпроизводителями выращивается картофель – как они расходуют воду, какие используют удобрения, какая часть урожая сохраняется, какая теряется. На производстве работает рекуперация (повторное использование) тепла, которое выделяется при жарке картофеля. При перевозке товара контролируются выбросы углекислого газа. После реализации продукции ее упаковка может быть использована для изготовления, например, покрытия для футбольных полей, отметил Костиков. Для этого компания старается мотивировать потребителей не выбрасывать упаковку, а класть ее в контейнер для вторичной переработки.

«В России нам помогают и международный опыт, и тесное взаимодействие с нашими партнерами, – пояснил директор по коммуникациям PepsiCo. – В частности, мы много взаимодействуем с «Сибуром». Они первыми начали выпускать пластиковую преформу Vivilen (заготовка для производства полимерной упаковки с использованием до 25% вторичного сырья. – «Ведомости. Устойчивое развитие»)».

Зеленые стимулы

«Сбер» в рамках своей стратегии по устойчивому развитию сфокусировался на разработке специальных зеленых продуктов, сообщил исполнительный директор дирекции по ESG Сбербанка Иван Барсола.

Сейчас государство меняет подход в части зеленого финансирования, отметил Барсола. В частности, Банк России прорабатывает вопрос введения стимулирующего банковского регулирования для проектов устойчивого развития. Государство считает важными проекты, направленные на декарбонизацию, и собирается дать возможность компаниям получить деньги, чтобы двигаться дальше в этом направлении, пояснил представитель «Сбера».

Утвержденная правительством РФ зеленая таксономия обозначила критерии зеленых, адаптационных и социальных проектов, но пока не дает банкам возможности сделать их более доступными, считает Барсола. Сейчас в Банке России обсуждается механизм, который позволит банкам уже в середине 2025 г. уменьшить нормы резервирования капитала по кредитам и облигациям, направленным на финансирование зеленых проектов. Также регулятор рассматривает возможность субсидировать выпуски облигаций, направленных на финансирование национальных проектов. «Это не прямой шаг, он не означает, что кредиты сразу станут дешевле, – пояснил эксперт. – Банки только начинают считать, есть ли здесь экономическая эффективность и возможность дать клиентам этот дополнительный стимул. Но мы верим, что это у нас получится».

Задачи просвещения

Бизнес давно отмечает растущий интерес клиентов к экологичным решениям, это иллюстрируют многочисленные исследования, рассказала директор по устойчивому развитию «Лемана про» Анна Боброва. «Но наши внутренние исследования говорят о том, что главная причина, по которой клиенту может быть интересен устойчивый продукт, – это забота о своем здоровье», – отметила эксперт. По словам Бобровой, некоторые производители намеренно не указывают информацию о содержании вторичных материалов в составе продукта из-за опасений, что она будет отпугивать потребителей. Существует предубеждение, что продукция с использованием вторсырья может быть низкого качества. Поэтому сейчас перед компанией стоит задача доносить до покупателя объективную информацию, добавила Боброва. Очень важны внешние коммуникации, чтобы объяснить клиенту цели применения вторичных ресурсов, уверена она.

Люди часто не понимают, для чего необходим раздельный сбор отходов и как он влияет на экономику, рассказал Ремчуков. Пластиковые бутылки, которые были собраны отдельно от других отходов, стоят 50 000 руб. за тонну. А из смешанного мусора их извлекут с высоким уровнем загрязнения (до 40% массы), поэтому для переработчика отходов тонна такого сырья стоит уже 80 000 руб., объяснил эксперт. Хотя в России уже создан «законодательный каркас» для ЭЗЦ, просвещение, развитие технологий и потребности рынка будут оставаться ее основой, добавил он.

Для того чтобы ЭЗЦ функционировала эффективно, необходима экосистема, включающая все инструменты: регулирование, финансирование, систему сертификации, инфраструктуру торговли вторичными ресурсами, отметил Коротецкий. При этом вторсырье должно быть дешевле первичного, уверен эксперт.