Устойчивость как норма

Как крупный российский бизнес продолжает развивать практики ESG

Реализация стратегии в области устойчивого развития – один из показателей зрелости бизнеса. Компании, которые понимают, что важно «играть вдолгую», как правило, не останавливаются только на существующих стандартах, развивая новые инициативы. Крупный российский бизнес в этой парадигме существует довольно давно. Поскольку его проекты долгосрочные и серьезные – он отвечает и за территорию, на которой работает, и за сотрудников, живущих там. Кроме того, постепенно ESG-повестка крупных компаний распространяется по цепочке поставок и меняет правила игры для компаний малого и среднего бизнеса, поставщиков и партнеров.

Растет и внимание государства к реализации бизнесом задач устойчивого развития. Инициативы по становлению углеродного рынка (например, Сахалинский эксперимент), рекомендации по раскрытию нефинансовой отчетности, усиление контроля за условиями труда, поддержка инклюзивности – все это говорит о том, что государство нацелено на ESG-трансформацию. В ее рамках бизнес становится проводником политики в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. При этом добровольные инициативы компаний сверх регуляторных требований вносят дополнительный вклад в развитие ESG-повестки.

Новые задачи

Достаточно долгое время российский бизнес ориентировался на 17 Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР ООН), закрепленных в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 г. Они нацелены на борьбу с бедностью, неравенством, решение климатических задач и сохранение окружающей среды. И это по-прежнему вполне работающая повестка, в контексте которой бизнесу стоит рассматривать в том числе стратегические вопросы устойчивого развития.

Но также усиливается тренд, связанный с определенными президентом РФ национальными целями развития страны до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., которые стали понятным ориентиром для компаний. Учитывая, что 2025 г. для многих, в том числе и для нас, – год актуализации стратегических документов, удобно донастроить свои процессы и целеполагание с учетом этого.

Особенности национальной повестки

Россия обладает значительными природными ресурсами, которые важно беречь и правильно использовать. Лесные массивы нашей страны в силу их большого объема серьезно влияют на климат планеты. Одна из важных составляющих российской климатической повестки – работа с природно-климатическими проектами. У ряда крупных компаний есть программы поддержки лесов. Если говорить об опыте «Сибура», в рамках программы «Зеленая формула» было высажено более 5 млн деревьев в 10 регионах присутствия, поддержана научная работа двух карбоновых полигонов, что внесло значительный вклад в развитие природно-климатических проектов в России.

Другая специфичная для России история связана с вниманием к социальной составляющей ESG. И здесь важна возможность кооперации, обмена опытом. Например, в «Сибуре» всегда были достаточно серьезные меры поддержки женщин, матерей, и мы видим, что в нашей программе «Женщины в современной индустрии» задействован ряд предприятий, не входящих в периметр холдинга. За последние пять лет доля женщин в высшем управленческом корпусе «Сибура» выросла в 3,2 раза. Другие компании также осознают, что гендерные различия в контексте профессии – это всего лишь стереотипы, и начинают внедрять аналогичные социальные практики.

Высокий уровень социального содействия свойственен далеко не каждой стране, у нас же это традиция еще с советских времен. Для предприятий это достаточно привычная ежедневная работа. Поэтому если мы говорим о корпоративных целях устойчивого развития, то многие тенденции, которые в мире только намечаются, в России являются уже реализованными проектами.

При этом бизнес одновременно решает и собственные задачи, привлекая специалистов в регионы своего присутствия, развивая социальные программы. Это особенно важное конкурентное преимущество на фоне сложной кадровой ситуации. Очевидно, что компания, которая предоставляет дополнительные бонусы сотрудникам, развивая таланты, поддерживая семьи, заботясь о тех регионах, в которых она работает, становится более привлекательным работодателем. Кроме того, мы наблюдаем, что сейчас молодые специалисты, приходя на предприятие, часто задают вопросы о деятельности компании в разрезе экологической и социальной ответственности. Статистика красноречива: треть наших сотрудников – волонтеры. Людям, особенно молодым, хочется быть частью ответственного общества, поэтому компании, которые это учитывают, становятся более конкурентоспособными.

Специфика бизнеса

Решение задач устойчивого развития – это не «высеченная в камне» догма. Повестка развивается, эволюционирует вместе с компанией и рынком и решает задачи, учитывающие специфику компании. Документы, посвященные устойчивому развитию, которые мы видим в крупных компаниях сейчас, отражают не только общие для всех цели (например, снизить углеродный след на определенную величину), но и направленные на решение наиболее релевантных бизнесу задач.

«Сибур», например, производит синтетические материалы, поэтому наша новая стратегия в области устойчивого развития до 2030 г. построена вокруг полимеров. Их особенность – высокий потенциал переработки, что соответствует принципам экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ), одной из стратегических инициатив регулятора. Мы совершенствуем технологии рециклинга, вовлекая в него все больше видов пластика. Так, в течение последних трех лет в переработку было вовлечено 138 000 т пластиковых отходов, а новая цель – содействовать вовлечению не менее 600 000 т в рамках как собственных, так и совместных с партнерами проектов. В новой стратегии в области устойчивого развития впервые закреплена финансовая цель по росту выручки от продаж «устойчивых» продуктов с низким углеродным следом, содержанием вторичного или биосырья.

Отмечу, что наши планы развития невозможно предложить какой-то другой компании. Мы стараемся делать максимально экологичным именно производство полимеров, воплощая в жизнь решения по зеленому переходу с точки зрения снижения нагрузки предприятий отрасли на окружающую среду.

В процессе мы развиваем и поддерживаем таланты своих сотрудников. Они строят карьеру, работают более эффективно, развивая различные направления бизнеса, предлагая в том числе инновационные решения по производству полимеров. То есть концепция устойчивого развития в нашей сфере – «цепочка», каждое звено которой встроено в общий процесс снижения воздействия на экологию, повышения ресурсоэффективности, улучшения качества жизни людей.

2025 г. для многих организаций отчетный, поэтому скоро мы увидим много примеров, когда компании разных сфер экономики будут пересматривать свои основополагающие документы, связанные с ESG-стратегией. Важно учитывать ее соответствие конкретной сфере бизнеса и его возможного вклада как в национальную, так и в мировую повестку устойчивого развития.

Актуальные тренды

Вместе с тем, независимо от специфики производства, есть общие тенденции в сфере ESG, характерные для российских компаний. Сегодня, в условиях кадрового дефицита, на первый план выходят, например, вопросы ранней профориентации.

Общение со школьниками, демонстрация им плюсов той профессии, в которую бизнес привлекает своих будущих сотрудников, – важная составляющая развития компаний. Получение профильного образования, особенно среднего специального (СПО), невозможно без участия производственных предприятий, поскольку именно они являются его заказчиком. Так, в Тобольске есть многопрофильный техникум, который является базовым для входящего в «Сибур» завода «ЗапСибНефтехим». Компания вкладывается не только в обустройство и ремонт здания учебного заведения (хотя это тоже важно) – основной акцент «Сибур» делает на качество обучения, поддержку высокого уровня преподавания. За три года практику на производствах компании прошли более 2300 студентов вузов и ссузов (средних специальных учебных заведений. – «Ведомости. Устойчивое развитие»), планируются стажировки для преподавателей. И этот пример – далеко не уникальный. Многие российские производственные компании развивают собственные образовательные программы, поддерживают профильные учебные заведения.

Важно также вовлекать в производственные задачи работников с большим стажем и опытом. Это не только социальная задача. В рамках нашей программы «Трудовое долголетие» заметен и прямой экономический эффект для бизнеса – формируются целые династии специалистов, люди готовы делиться знаниями, быть наставниками для молодежи.

Еще один существенный тренд ESG-повестки крупных компаний – развитие территорий присутствия. Если раньше взаимодействие региональных властей и бизнеса носило хаотичный характер с разовыми запросами о поддержке тех или иных городских объектов, то сейчас оно перерастает в эффективное партнерство, активно привлекается общественность, учитывается мнение местных жителей. Это логичный путь: бизнесу выгодно, чтобы сотрудники хотели жить там, где работают, и могли реализовать любые свои потребности, не выезжая из региона.

Безусловно, экологическое благополучие здесь играет существенную роль. И важны не только добровольные обязательства, которые бизнес на себя берет, – первоочередным фактором ответственности всегда остается строгое соблюдение экологического законодательства. К примеру, в марте 2025 г. истек срок исполнения обязательств компаний в рамках федерального закона № 446-ФЗ о предотвращении экологических рисков, и «Сибур» в числе первых предоставил в Росприроднадзор данные по своим производственным объектам и их установленным срокам службы.

Тренд на сохранение биоразнообразия отчетливо прослеживается последние несколько лет – это направление также закреплено в национальной цели развития «Экологическое благополучие». «Сибур» не работает на особо охраняемых природных территориях, однако мы наблюдаем, что в целом подход общества и государства сейчас состоит во внедрении экосистемных решений. Поэтому в нашей ESG-стратегии появилась новая цель – заботиться о некоторых видах на территориях нашего присутствия. Компания взяла на себя обязательство поддерживать не менее двух проектов по восстановлению и реинтродукции редких видов животных, а также выпустить в естественную среду обитания не менее 7 млн мальков рыб ценных пород в ближайшие пять лет.