«Быстрая мода» умирает в пустыне

Атакама стала одной из самых быстрорастущих мировых свалок выброшенной одежды
FRANCE 24 English / Youtube

Пустыня Атакама, расположенная на севере Чили простирается от Тихого океана до Анд. Это самая сухая пустыня на Земле, и она настолько похожа на поверхность Марса, что НАСА тестировало там планетоходы. Сегодня Атакама добилась не менее удивительного признания: она стала одной из быстрорастущих мировых свалок выброшенной недорогой одежды благодаря ее быстрому массовому производству. Ее еще называют «быстрая мода» (fast fashion). Это явление создало так много отходов, что ООН называет его «экологической и социальной чрезвычайной ситуацией» для планеты, рассказывает журнал National Geographic.

В Чили находится один из крупнейших беспошлинных портов Южной Америки, расположенный в прибрежном городе Икике. Миллионы тонн одежды ежегодно прибывают из Европы, Азии и Америки. По данным чилийской таможенной статистики, в прошлом году ее было отгружено 44 млн тонн. В свое время Чили стала одним из крупнейших в мире импортеров подержанной одежды, и Икике преобразился. По мере того, как росла «быстрая мода», рос и импорт. Сегодня в зоне беспошлинной торговли работает около 2 тыс. различных предприятий, из них 57% — иностранные. Нарисованные вручную логотипы брендов украшают высокие дверные проемы складов, а штабеля подержанных автомобилей, еще один крупный импорт, возвышаются над узкими улочками.

Свободная зона также превратилась в склад для сортировки мировых текстильных отходов. Одежда, не попадающая в руки импортеров, попадает водителям грузовиков, которые переправляют ее на несколько миль дальше на окраину Альто-Оспицио, где она проходит еще один цикл сортировки и перепродажи в небольших магазинах, на уличных рынках или в магазинах. Ла-Кебрадилья – один из крупнейших рынков под открытым небом в Чили, там бурная торговля подержанной одеждой идет в более чем 7 тыс. киосков. То, что не продается на рынке, предназначено для пустыни.

В период с 2000 по 2014 год мировое производство одежды удвоилось, потребители стали покупать на 60% больше одежды и носить ее в два раза меньше, чем раньше. Сегодня три пятых всей одежды в мире оказывается на свалках или в мусоросжигательных заводах в течение года после ее производства. Это означает, что каждую секунду выбрасывается или сжигается грузовик с использованной одеждой. Проблемы по утилизации возникают также в Южной Азии и Африке, где страны, получающие грузы с использованной одеждой, не могут справиться с ее количеством. Например, свалка на окраине Аккры, столицы Ганы, состоящая на 60% из одежды и возвышающаяся на 20 м, получила международную известность как символ экологического кризиса.

Масштаб проблемы требует растущих усилий по борьбе с отходами. Внимание к бардаку в пустыне Атакама рождает новые проекты по утилизации. Например, в 2018 году был основан стартап EcoFibra, который занимается изготовлением изоляционных панелей для домов из текстильных отходов. На сегодняшний день панели EcoFibra использовались более чем в 100 домах на севере Чили. Другой стартап, Ecocitex, базирующийся в Сантьяго, превращает бывшую в употреблении одежду в швейную пряжу, из которой можно производить новую одежду.

По прогнозам Всемирного банка, к 2050 году ежегодно будет создаваться 3,4 млрд т мусора. По мере накопления отходов всех видов все больше стран принимают законы, требующие от производителей брать на себя финансовую ответственность за свою продукцию в конце ее срока службы. Законы, известные как расширенная ответственность производителей (РОП), были приняты в России, Индии, Австралии, Японии, Канаде и в некоторых штатах США. В 2016 году в Чили также был принят закон, возлагающий на производителей и импортеров ответственность за шесть категорий отходов, включая смазочные масла, электронику, аккумуляторы и небольшие батареи, контейнеры и упаковку, а также шины. Однако текстиль в этот перечень не попал.

В России, как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», планируется разработать дорожную карту по мерам государственной поддержки, направленных на создание инфраструктуры сбора и предприятий глубокой утилизации текстиля. Кроме того, Российский экологический оператор (РЭО) намерен финансировать инвестиционные проекты по строительству объектов утилизации текстильных отходов на льготных условиях.