Удастся ли освободить Байкал от пластикового мусора

И чем новая инициатива законодателей может обернуться для местного бизнеса, населения, туристов, и других регионов

Недавно Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который предлагает запретить продажу одноразовых пластиковых пакетов, сумок, а также одноразовой посуды на Байкальской природной территории.

Положительным является то, что запретительные меры помогут сократить объем используемого пластика и отходов из него, образующихся в природоохранной зоне, что может оказать положительное влияние на экосистему и дикую природу. Среди вероятных положительных эффектов нового закона можно говорить о развитии экопросвещения местного населения и туристов по вопросам охраны природных территорий от чрезмерного воздействия человека, а также популяризации и развитии более экологичных товаров и процессов. Невозможность использовать пластик подтолкнет к разработке альтернативных, более экологичных материалов, что, безусловно, будет преимуществом для окружающей среды в долгосрочной перспективе.

При этом необходимо учитывать и ряд возможных негативных последствий, например, некоторые предприятия могут понести дополнительные расходы, чтобы заменить существующие пластиковые изделия экологически безопасными альтернативами. Это потенциально может вызвать неудобства для потребителей, которые привыкли пользоваться одноразовыми пластиковыми изделиями. Другим важнейшим вопросом является наличие данных альтернатив, как таковых. Например, в случае перехода с одноразовой пластиковой посуды на бумажную, данный вопрос не решается, так как большинство одноразовой бумажной посуды содержит пластиковую пленку. Соблюдение запрета может быть затруднено, особенно если не хватает ресурсов или инфраструктуры для мониторинга и регулирования продажи и использования пластиковых изделий в экологических зонах.

В случае ухода от пластиковых бутылок ритейлеры могут увеличить продажи стеклотары, применение которой может привести к распространению пожаров из-за «эффекта линзы» и увеличению количества битого стекла, что опасно для людей и животных. Наиболее ожидаемо, что предприниматели предложат потребителям бумажную упаковку в качестве альтернативы пластику – она быстрее разлагается, что уменьшает вредное воздействие на почву. И такой вариант снижает загрязнение природоохранной зоны пластиковыми пакетами.

Предлагаемый закон может регулировать продажу в торговых точках данного региона, однако, скорее всего, не сможет запретить интернет-магазинам доставлять такие товары покупателям в этом регионе. Таким образом, эти законы ограниченно повлияют на использование таких товаров.

Главная проблема может быть не в наличии этих продуктов, а в том, как используются потребителями. В целом, успех и эффективность предлагаемого запрета будет зависеть от многих факторов, включая уровень правоприменения, наличия и доступности экологически чистых альтернативных вариантов, а также осведомленности общественности и поддержки этой инициативы.

По словам председателя комитета Народного Хурала республики Бурятия Анатолия Кушнарева, при принятии соответствующего законопроекта необходимо учесть интересы бизнеса и населения и не нанести им экономического ущерба. Переходный период потенциально может помочь предприятиям и жителям постепенно адаптироваться к новым правилам и найти альтернативные решения, которые могут смягчить любые негативные последствия для их деятельности.

Предприятиям, которые в значительной степени зависят от продажи пластиковых пакетов и посуды, возможно, потребуется найти альтернативные материалы или продукты для предложения клиентам. Это потенциально может привести к увеличению затрат для бизнеса, но также может создать новые возможности для производства устойчивых и экологически чистых продуктов. Представителям данной отрасли в регионе придется искать альтернативную продукцию взамен запрещенным товарам, что может привести к резкому росту цен на такие категории товаров и попыткам монополизации этого рынка в Бурятии. Достаточен ли объем данного рынка, чтобы стимулировать создание, развитие и внедрение технологий, над созданием которых лучшие исследователи мира и крупнейшие корпорации «бьются» не первое десятилетие?

Для местных жителей запрет может означать изменение потребительского поведения и привычек, например, использование многоразовых сумок и посуды для личного пользования. Также может возникнуть потребность в повышении осведомленности и просвещении о важности сокращения пластиковых отходов и защиты окружающей среды.

В целом, предлагаемый запрет может стать положительным шагом на пути к внедрению более устойчивых методов и защите окружающей среды, хотя в переходный период могут возникнуть некоторые первоначальные проблемы.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, можно запретить безвозмездную передачу изделий из пластмассы соответствующими законодательными или нормативными актами. Последствия такого запрета будут зависеть от того, как он будет обеспечиваться, и от масштабов запрета.

Положительным является то, что такой запрет может помочь уменьшить количество пластиковых отходов, образующихся в природной зоне. Тем не менее, это также потенциально может иметь некоторые негативные последствия для предприятий и розничных продавцов, которые используют пластмассовые изделия для своей продукции или упаковки. Кроме того, важно обеспечить доступность альтернативных решений для тех, на кого распространяется запрет. В целом было бы важно рассмотреть и сбалансировать потенциальные выгоды и недостатки такого типа регулирования.

Не исключено, что в краткосрочной перспективе законопроект может оказать негативное влияние на туристический поток в природную зону, поскольку туристам, возможно, придется приспосабливаться к новым правилам и искать альтернативные способы утилизации отходов. Тем не менее, в долгосрочной перспективе законопроект может оказать положительное влияние на туризм, сохранив природную красоту и экологическое здоровье региона, тем самым привлекая более тех туристов, которые заинтересованы в ответственном подходе к путешествиям.

Кроме того, продвижение устойчивых методов и защита природных территорий могут помочь укрепить положительный имидж региона и создать привлекательную и здоровую среду для посещения туристами. Таким образом, законопроект может оказать в конечном итоге положительное влияние на здоровье и устойчивость региона и туристической индустрии в долгосрочной перспективе.

Однако стоит помнить, что производство некоторых видов бумажных изделий, замена которыми представляется решением данной проблемы, также нельзя признать абсолютно экологически чистым. Достижение высоких барьерных свойств бумажных изделий, в частности водо- и жиро-проницаемости, требуемое для тары и упаковки, как правило, приводит к затруднениям биоразложения данных изделий. Производство многих видов бумажных изделий также связано со значительным экологическим ущербом, тем самым он будет перенесён в другой регион: из региона использования в регион изготовления. В целом перенос экологического ущерба в другой регион с менее строгими экологическими требованиями, так называемый экологический арбитраж, является большой проблемой планетарного масштаба. Связано это, в частности, с тем, что стоимость платы за выбросы очень отличается от региона к региону, механизмы мониторинга, практики правоприменения и, соответственно, строгость соблюдения также значительно отличаются.

Понимая важность защиты отдельной природоохранной территории, надо учитывать значительно более широкий спектр проблем и задач экологизации упаковки, что требует значительных инвестиций в науку, технологии, производство, торговлю и логистические цепочки.

Автор – профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ