Общественные организации развивающихся стран призывают не делать долги

При финансировании фонда для компенсации ущерба от климатических катаклизмов

Механизмы финансирования глобального фонда, призванного аккумулировать финансовые средства для помощи развивающимся странам, наиболее пострадавшим от климатического кризиса, не должны осуществляться в форме кредитов. Об этом заявили организации гражданского общества (ОГО) Глобального юга, рассказывает издание Eco-Business.

ОГО – это общественные группы, неправительственные организации (НПО), профсоюзы, группы коренных народов, благотворительные и религиозные организации, а также профессиональные ассоциации и фонды. По мнению 118 таких организаций, в том числе из Филиппин, Индонезии, Индии, Пакистана и Бангладеш, ресурсы, мобилизованные для покрытия потерь и ущерба, должны быть «новыми, не создающими долга и дополнительными к любой помощи», поскольку кредитные средства усугубляют долговое бремя стран».

«Развивающиеся страны несут непропорционально большие потери и убытки, помимо того, что они обременены огромными долгами. Глобальный Юг не должен быть вынужден влезать в новые долги, чтобы расплатиться с кризисом, который он не создавал», — заявила Лиди Накпил, координатор Движения народов Азии за долги и развитие (APMDD), регионального альянса, состоящего из 50 организаций. Аргументируя свои слова, Накпил сослалась на отчет международного объединения благотворительных организаций Oxfam International за 2020 год, в котором говорится, что 80% ($47 млрд) всего заявленного государственного климатического финансирования было предоставлено не в виде грантов, а в основном в виде займов. «Кредиты означают, что люди из развивающихся стран должны оплатить стоимость убытков и ущерба, за которые несут ответственность развитые страны», — добавила она.

Как писали «Ведомости. Экология», фонд потерь и ущерба, о котором шла речь на прошлогоднем климатическом саммите ООН (COP27) в Шарм-эль-Шейхе, предназначен для оказания помощи уязвимым странам в восстановлении после климатических бедствий. Тогда правительства договорились создать переходный комитет (ПК) для создания рекомендаций о том, как ввести в действие механизмы финансирования фонда. Первое заседание ПК было проведено в марте этого года, второе должно состояться 24 мая. Встречи предназначены для решения вопросов о том, как будет работать фонд, кто будет платить, кто получит выгоду, и как фонд будет управляться.

Получение информации от заинтересованных сторон является обычной практикой в рамках процессов Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК). ОГО хотят, чтобы ПК разрешил их представителям присутствовать на собраниях, имея не только статус наблюдателя. На последнем заседании ПК представители ОГО ограничились одно-двухминутными речами о своих предложениях, а затем приступили к наблюдению за встречей в отдельной комнате. «Как представители людей и сообществ на Глобальном Юге, представители ОГО должны иметь право голоса и право слова, и с ними должны в полной мере консультироваться при принятии решений на основе консенсуса», — отмечается в заявлении ОГО.

Представители ОГО, в том числе индонезийской Народной коалиции за право на воду, Центра экологической справедливости в Шри-Ланке и Национальной федерации лоточников в Индии, считают, что операции фонда должны быть прозрачными и подчиняться независимому секретариату, размещенному в развивающейся стране и не имеющему связей с частными учреждениями, банками или международными финансовыми учреждениями. При этом система отчетности должна быть общедоступной. «Фонд убытков и ущерба — это фонд для людей и сообществ Глобального юга, и его гражданам должно быть позволено видеть, сколько денег генерируется и из каких источников», — говорится в заявлении.