ООН поддержала создание новых районов контроля выбросов от судоходства

Экологи приветствуют это решение
Freepik

Комитет защиты морской среды Международной морской организации (IMO) ООН на своей 81-й встрече поддержал создание новых районов контроля выбросов (Emission control areas, ECA) от судоходства вдоль побережья Канады и Норвегии, сообщает «Альянс за чистую Арктику» (региональное объединение 20 некоммерческих экологических организаций). Сегодня к таким охраняемым акваториям относятся Балтийское и Северное моря, а также западное и восточное побережье США без Аляски. В 2025 г. к ним добавится Средиземное море. Кроме того, в 2027 г. возможно вступление в силу первого международного углеродного налога в судоходстве.

Канада и Норвегия снижают выбросы в Арктике

Представители Канады и Норвегии предложили создать вблизи своих берегов два района контроля выбросов оксидов серы, азота и взвешенных частиц (в том числе сажи, копоти и дыма, которые выбрасывают суда). Это предложение было поддержано членами IMO. Его цель – побудить судовладельцев перейти на топливо со сверхнизким содержанием серы в 0,1% (в настоящее время стандартное топливо содержит 0,5%), сжиженный природный газ (СПГ), а также установить скрубберы для газоочистки. Формально решение по новым районам будет принято на встрече комитета в октябре и вступит в силу в 2026 г.

«Создание двух новых районов контроля выбросов установит важный прецедент для защиты климата и океана, особенно в Арктике», – считает ведущий консультант «Альянса за чистую Арктику» Шайн Прайор (ее высказывание приведено на сайте организации).

По мнению Прайор, это приведет к снижению загрязнения от судоходства, особенно если компании начнут переключаться на виды топлива с низким содержанием серы или более чистые виды неископаемого топлива.

«Повысится чистота воздуха и снизятся выбросы сажи, которые приводят к потеплению в Арктике», – отметила эксперт, добавив, что кроме того, район в Норвежском море снизит вредное воздействие выбросов на людей, проживающих на побережье, в том числе благодаря снижению к 2030 г. на 58% (по сравнению с 2020 г.) выбросов взвешенных частиц, включая сажу.

Также продолжается работа по созданию района контроля выбросов у атлантического побережья стран ЕС: от Португалии до Исландии и Великобритании. Он соединит аналогичные акватории Северного, Балтийского и Средиземного морей. А в Западном полушарии Канадский район соединится с существующими Северо-Американским и Карибским.

Россия наблюдает

Российская делегация на переговорах IMO скорее настороженно относится к таким инициативам. Связано это с тем, что близкая норвежская ECA создаст проблемы для судовладельцев, то есть нужно будет или использовать более чистое и дорогое топливо, или дооснащать суда скрубберами, рассказал «Ведомости. Устойчивое развитие» источник, знакомый с ходом переговоров.

СССР стал членом IMO после создания организации в 1958 г. В структуре IMO действуют пять комитетов, при этом комитет по защите морской среды учрежден в 1973 г. при активном участии СССР. Но в 2023 г. Россия впервые со времени создания организации не вошла в ее совет.

Тем не менее эксперты отмечают множество положительных сторон участия российской стороны в создании ECA. В такого рода регулировании есть не только экологические, но и экономические выгоды, которые особенно актуальны для российской Арктики, считает член национального комитета по поддержке десятилетия ООН по восстановлению экосистем Алексей Книжников.

«Часть российских судов использует в качестве топлива СПГ, который здесь же, в Арктике и производится. А введение ECA станет дополнительным драйвером в этом направлении. Конечно, природный газ вызывает неприятие с точки зрения климатической повестки, но тут есть возможная альтернатива – в среднесрочной перспективе заместить его биогазом для обеспечения арктического судоходства. И важно не забывать, что, говоря об экологических преимуществах ухода от нефтяных топлив, нужно всегда помнить об угрозах аварийных нефтеразливов, ликвидация которых в условиях ледовых арктических морей крайне сложна и малоэффективна. Переход на альтернативные виды топлива полностью снимает эту угрозу», – отметил эксперт.

При этом в последнее время заметен интерес к экологизации Северного морского пути (СМП). В ближайшей перспективе волонтеры общественных экологических проектов «Чистая Арктика» и «Зеленый патруль» планируют создать «Зеленый рейтинг» портов после проведения в них независимой инспекции.

«Россия контролирует СМП, и его чистота – наша зона ответственности. Как бывший штурман, могу сказать, что судно – это живой организм, где люди едят, пьют, где образуются сточные воды. Так вот, чтобы решить глобальную задачу – дойти к 2050 г. до нулевых выбросов – нужно решить несколько задач внутри нее», – подчеркнул руководитель общественных экологических проектов «Чистая Арктика» и «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.

По мнению эксперта, во-первых, необходимо улучшить качество топлива. Во-вторых – создать инфраструктуру в портах, которая позволит отработанные масла и сточные воды сдавать на утилизацию.

«Я считаю, что все порты опорных точек СМП, куда приходят суда, должны быть обеспечены бункеровочным флотом. Он сможет забирать отработанные масла, топливо, сточные воды и вывозить их в порт, чтобы после утилизировать. Это обязательное условие для их экологичности», – отметил Нагибин.

Переход России и всего мира на СПГ был бы настоящим подарком Арктике, поскольку в этом случае полностью исчезают выбросы серы и сажи, уверен исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров.

«В этом заинтересован “Новатэк”, который занимается добычей и поставкой газа, но такой шаг требует огромных инвестиций судоходных компаниий в переоборудование флота», – сказал он.

Комментируя решение о создании новых  районов контроля выбросов, Чупров отметил, что это еще один практический шаг на пути по снижению экологического воздействия на Арктику.

«Здесь стоит обратить внимание в первую очередь на важность снижения выбросов так называемого черного углерода, фактически сажи, который влияет на альбедо (отражающую способность) арктических льдов, способствуя ускорению их таяния. Дискуссии о запрете тяжелого флотского мазута и переход на альтернативные виды топлива (есть вариант зеленого водорода) идут уже годы. Заинтересованный бизнес влияет на скорость принятия таких решений», – добавил эксперт.

Другие экологические инициативы IMO

Решение IMO является частью работы организации по экологизации судоходства и снижению выбросов парниковых газов, о которой писали «Ведомости. Устойчивое развитие». В 2017 г. была принята первоначальная стратегия по сокращению выбросов судов, нацеленная на уменьшение углеродоемкости международного судоходства до 2030 г. и в дальнейшем на полную декарбонизацию. На встрече также обсуждались юридически обязывающие среднесрочные меры по декарбонизации судоходных компаний, которые должны быть приняты в конце 2025 г.

В частности, речь идет об углеродном налоге, механизм которого разработают к следующему году, а вступление в силу возможно в 2027 г., информирует агентство Bloomberg. В частности, Маршалловы острова, под флагом которых ходят тысячи судов, предлагают взимать $150 за тонну выбросов CO2-эквивалента, что добавит сотни долларов к стоимости каждой тонны топлива. Если такое регулирование вступит в силу, то появится первый международный обязательный платеж за выбросы парниковых газов.

Также обсуждаются новый глобальный стандарт судового топлива и ужесточение эксплуатационного коэффициента интенсивности выбросов углерода судами (налог на углеродоемкость судов). Вместе с мерами по снижению подводного шума переговоры переносятся на 82-ю встречу комитета, которая запланирована на октябрь 2024 г.