ESG-повестка стала драйвером развития регионов России

Индекс устойчивого развития для городов и регионов России, представленный в марте этого года «Сбером» и ВЭБ.РФ, не только отражает текущее состояние территорий, но и стимулирует обмен опытом и разработку стратегий развития с учетом экологической, социальной и управленческой ответственности. В топ-20 вошли города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, развитые регионы Центральной России, Северо-Запада, а также Татарстан, северный ресурсный ЯНАО и Камчатский край. Как раз для этих регионов характерны высокие показатели социального развития, цифровизации и управления.

Если говорить про мой личный топ регионов в контексте устойчивого развития, то хотел бы, прежде всего, отметить Москву и Московскую область. Они демонстрируют лучшие показатели по утилизации отходов, а я считаю «мусорную» проблему крайне важной, учитывая ее масштаб. Есть и другие субъекты РФ, которые вкладывают значительные ресурсы в развитие циклической экономики, например, Нижегородская область.

Отмечу, что ESG-повестка с каждым годом все больше приобретает региональное «звучание». Главы субъектов отвечают за достижение целевых показателей развития регионов, включающих аспекты экологической, социальной и управленческой ответственности, так как большая часть показателей эффективности деятельности связаны с факторами устойчивого развития. Многие регионы уже интегрировали цели по аспектам ESG в свои социально-экономические стратегии развития и реализуют мероприятия по их достижению. Это отражает понимание важности устойчивого развития и готовность России к принятию глобальных вызовов в этом направлении.

Сегодня единый утвержденный подход к управлению ESG-факторами на уровне регионов еще не сформирован. Каждый субъект самостоятельно интегрирует принципы устойчивого развития в управление и выделяет отдельные функциональные подразделения в структуре региональных органов исполнительной власти (РОИВ). Так, созданы Министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области, комитет по устойчивому развитию и ESG при правительстве Санкт-Петербурга. Появляются экспертные центры – Центр компетенций ESG КУПНО на базе корпоративного университета правительства Нижегородской области, в Свердловском областном Союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП) работает комиссия по устойчивому развитию и ESG.

«Сбером» разработаны региональные модели устойчивого развития ХМАО-Югры и Нижегородской области – комплексные решения, включающие стратегические цели и рекомендации по ESG-развитию. Аналитическую поддержку при подготовке документа для ХМАО осуществляла наша компания. Модель предусматривала комплексный подход к вопросам защиты окружающей среды, повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности округа.

Командой была проведена стратегическая ESG-диагностика региона на основе 16 факторов и более 60 показателей. Для оценки применялись результаты опросов населения, глубинных интервью с представителями РОИВ, бизнеса и НКО. С учетом сильных и слабых сторон, а также потребностей региона и лучших региональных практик специалисты определили целевые показатели устойчивого развития региона до 2036 г. и ориентиры до 2050 г. Согласование показателей проходило в рамках общественных слушаний с представителями РОИВ, бизнеса и широкой общественности. В результате из подготовленных инициатив (а их более 80, из которых 19 были приоритизированы) была сформирована дорожная карта ESG-трансформации. В числе инициатив – рекомендации по системе управления, реализации, поддержке и стимулированию проектов ESG.

В то же время и другие регионы интегрируют ESG-повестку в управленческие процессы. Например, в Липецкой области и Чувашии принята программа и дорожная карта ESG-развития, а также план по мониторингу достижений в этой сфере. Москва разработала стратегию «Умный город – 2030», главная цель которого не только комфорт, но и обеспечение экологической, персональной безопасности при помощи современных технологий. Некоторые регионы создают отдельные программы, связанные с существенными факторами устойчивого развития. Татарстан принял «Программу углеродной нейтральности», на предприятиях там активно реализуются климатические проекты.

Если говорить о климатической политике, то нельзя не упомянуть такие важные, уже реализованные и запланированные на будущее проекты, как карбоновые полигоны. Их создают для отработки технологий мониторинга парниковых газов в природных экосистемах. Крупнейшие полигоны расположены в Республике Башкортостан («Евразийский» – 11 599 га), Тюменской области («Тюменский» – 10 670 га), Самарской области (аграрный карбоновый полигон «Агро Инженерия» – 4785 га) и Сахалинской области («Карбон-Сахалин» – 4004 га). Кстати, как раз в Сахалинской области проводится пилотный в России эксперимент по квотированию выбросов.

Мы рекомендуем регионам запускать процесс ESG-трансформации последовательно: от определения вызовов до реализации конкретных проектов. С чего начать?

Прежде всего необходимо определить наиболее существенные факторы ESG-развития. Для этого можно использовать результаты опросов, интервью с представителями бизнеса и широкой общественности, а также анализа нормативной базы в рамках стратегической диагностики. Затем, в соответствии с запросом населения и национальными приоритетами, нужно поставить цели. Закрепить эти цели и приоритеты целесообразно в соответствующем документе стратегического уровня, после чего разработать дорожную карту – перечень конкретных инициатив и проектов. И, наконец, когда речь идет уже о внедрении системы управления проектами и инициативами, назначить ответственных за реализацию, определить метрики для оценки эффективности, запустить регулярный мониторинг прогресса.

В заключение хочу отметить, что сегодня ESG-концепция из глобальной идеи уверенно трансформируется в универсальный инструмент для всестороннего развития регионов и городов России, открывая возможности для территорий стать лидерами позитивных изменений.