Инклюзивность в России: около 8 % населения страны имеют ограниченные возможности

Примерно 15% людей во всем мире имеют ту или иную форму инвалидности

В России проживает около 12 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — около 8% населения. Еще несколько десятилетий назад люди с физическими или ментальными особенностями часто оказывались за рамками социума. Но в последние годы общество начало переход от медицинской концепции инвалидности к социальной, в которой вопросы социализации и самореализации человека становятся столь же значимы, как тема реабилитации.

Сегодня не только государство заинтересовано в реализации инициатив для интеграции людей с ОВЗ в различные социальные сферы. Как развитию инклюзивного общества помогает крупный бизнес, образовательные и культурные, спортивные организации, мы узнали у авторов проектов по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья.

В музее должно быть комфортно

В учреждениях культуры раньше других поняли: равные возможности должны стать абсолютной нормой во всех сферах жизни. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина — один из шести главных федеральных музеев, вносящих большой вклад в формирование российского культурного ландшафта.

Вопросами создания инклюзивного пространства здесь начали заниматься восемь лет назад. За это время сотрудники добились значительных результатов. Теперь в ГМИИ им. Пушкина приходят консультироваться и обмениваться опытом специалисты сфер образования, цифровой сферы, транспорта.

О том, как создавать в музеях действительно безбарьерную среду, рассказывает директор ГМИИ Марина Лошак:

— Пушкинский музей находится в красивом архитектурном комплексе. Но построен он был очень давно, когда самого понятия «доступная среда» в современном понимании просто не существовало. Сейчас значительная часть нашей ежедневной работы направлена на то, чтобы помочь каждому, кто хочет прийти в музей. Это значит, что человек, у которого есть определенные особенности, не должен задумываться, как ему подняться по лестнице, перемещаться между разными пространствами и т. д. Для того чтобы дать людям такую возможность, еще в 2016 году мы создали отдельный департамент, который назвали «Музей инклюзивных практик». Его сотрудники разрабатывают проекты по созданию действительно доступного культурного пространства для всех посетителей.

Департамент ведет работу по разным направлениям. Например, наши публичные мероприятия сопровождают специалисты, которые переводят выступления на язык жестов; выставки оснащаются тактильными макетами произведений. К сопровождению выставок и образовательных проектов с инклюзивной составляющей мы привлекаем незрячих и слабовидящих консультантов, анализируем обратную связь от них, учитываем все комментарии и пожелания.

Инклюзивные проекты Пушкинского музея сопровождают люди с ограниченными возможностями здоровья, они часть нашей команды. В штате музея работает слабослышащая сотрудница Любовь Тихенко, которая отвечает за развитие отношений с сообществами глухих и слабослышащих. Кроме нее, у нас три экскурсовода с нарушениями слуха. Вместе с сотрудниками-консультантами и медицинскими специалистами мы составили сенсорный путеводитель. Он помогает людям с особенностями ментального здоровья комфортно чувствовать себя в музее и составить маршрут с учетом индивидуальных особенностей восприятия.

Развивая инклюзивную среду, мы сформулировали принцип, которым руководствуемся в работе: не надо стараться сделать что-то исключительно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Создать пусть и комфортное, но отдельное пространство. Важно, чтобы они могли находиться рядом с остальными посетителями. И важно, чтобы это перестало быть неординарным явлением. В музее должно быть комфортно всем — именно такой подход заложен в основу нашей работы.

Общение создает толерантность

Важную роль в развитии общественной толерантности и инклюзивной среды играет личный опыт взаимодействия различных социальных групп, людей с ограничениями по здоровью и без них.

О том, как развивают такое взаимодействие между обществом и детьми с ментальными нарушениями, рассказывает директор частной общеобразовательной организации «Школа святого Георгия» Александр Трембицкий:

— Особенность «Школы святого Георгия» в том, что мы создаем адаптированные образовательные программы для детей со сложными нарушениями интеллекта. Такое обучение не подразумевает аттестации — у нас нет оценок, ОГЭ и ЕГЭ. Но тем не менее мы хотим дать детям максимум того, что они могут освоить.

Наша важная цель — социализация учеников. Они должны уметь ориентироваться в городе, в транспорте, чувствовать себя комфортно в музее, на концерте, в поликлинике и других местах. Для этого мы стараемся не ограничивать ребят общением внутри школы с знакомыми им взрослыми людьми. Мы приглашаем новых людей: студентов-дефектологов из МПГУ им. Ленина к нам на практику, артистов, которые устраивают концерты. Вместе с учениками посещаем разные мероприятия. Все это становится важными опытом для ребят с особенностями ментального здоровья.

Но для того чтобы ученики получили максимум пользы, все программы надо адаптировать с учетом потребностей и возможностей детей с ментальными нарушениями. Так, они сложно усваивают абстрактные понятия и познают мир в большей мере с помощью органов чувств. Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы выставки оснащали тактильными экспонатами. Пусть таких музейных проектов будет больше.

Мы, со своей стороны, делаем многое, чтобы у людей с ОВЗ была возможность социальной интеграции. Но это процесс двусторонний. Само общество тоже заинтересовано в том, чтобы наши выпускники могли найти свое место. А значит, социализация должна продолжаться и по окончании школы.

В качестве примера приведу опыт Европы. Там есть много мест, где люди с нарушением интеллекта могут работать в меру своих возможностей — это защищенные мастерские, кафе, хостелы. Поэтому мы хотим открыть кафе-хостел, где выпускники школы могли бы трудиться вместе с кураторами. То есть мы стараемся, помимо обучения детей, работать также с социумом вокруг нас.

Переход к инклюзивному обществу

Активным участником процесса развития инклюзии сегодня выступает и бизнес. Компании не только становятся работодателями для сотрудников с особенностями здоровья, но и поддерживают социальные проекты, адресованные этим людям.

Об инициативе «Ты можешь всё!», которуюреализует крупнейшая нефтегазохимическая компания России СИБУР, рассказывает член правления — управляющий директор ООО «СИБУР» Марина Медведева:

— Инклюзия является одним из семи ключевых направлений программы социальных инвестиций «Формула хороших дел», которую компания реализует в городах своего присутствия. Цель программы — системное и значимое повышение качества жизни и создание дружелюбной, комфортной для всех городской среды. Такая среда, безусловно, должна быть инклюзивной.

В этом году мы запустили специальный проект «Ты можешь всё!». Он возник из обсуждения запросов людей с инвалидностью с нашими партнерами, опытными грантополучателями с большой экспертизой в этой сфере. Мы выяснили, что необходимо не только заниматься развитием доступной среды и реабилитацией, но и поддержанием мотивации таких людей и их объединением. Это запрос неочевидный, не артикулированный, но он есть, и он важный.

В рамках проекта мы организовали мотивационные встречи людей с ОВЗ и известных людей с инвалидностью, для которых ограничения стали стимулом к развитию. После мероприятий к нам подходили участники со словами: «Мы даже не знали, что можно не только обсуждать физическую или психологическую поддержку, а делиться своими историями и говорить не про ограничения, а про возможности». Как часто говорят теперь участники сообществ, которые появляются по итогам встреч в городах, — мы люди с неограниченными возможностями!

Чтобы поддержать эти сообщества и объединить их уже на межрегиональном уровне, мы запустили инклюзивный блог «Город возможностей». Его частью стал обучающий курс по репрезентации инвалидности в соцсетях — мы учим людей с инвалидностью продвигать свои проекты, творчество, бизнес.

Спорт без барьеров

О том, как развитие инклюзивного спорта в России способствует формированию общества равных возможностей, говорит Дмитрий Седов, руководитель Новосибирского регионального отделения Всероссийской общественной благотворительной организации помощи людям с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», куратор инклюзивного направления СИБУРа «Школа баскетбола»:

— В спорте общественные изменения и результаты в сфере инклюзии видны очень ярко. В качестве примера приведу социальный проект СИБУРа «Школа баскетбола», который помогает талантливым юниорам из городов присутствия компании проявить себя и попасть в профессиональные баскетбольные клубы. В 2021 году в рамках проекта стартовал инклюзивный трек, партнером которого стала «Специальная Олимпиада России».

Параллельно с просмотровыми тренировками мы организуем образовательную программу для местных тренеров и учителей физкультуры. Ее частью стал трек по организации занятий для ребят с особенностями развития. Параллельно проходят юнифайд-матчи между командами, в которых играют и спортсмены с особенностями развития. Эти матчи и взаимодействие между членами одной команды наглядно показывают: на спортивной площадке игроки не так уж сильно отличаются друг от друга, у них одинаковые интересы, стремления, эмоции. Это помогает менять отношение общества к инвалидности. А у родителей ребят с ОВЗ загораются глаза и появляются новые силы, когда они видят спортивные достижения своих детей.

Жить, а не проживать

Объединение инвалидов-колясочников «ПараПлан» было создано в Дзержинске Нижегородской области местным жителем Михаилом Четвертаковым. Михаил, более десяти лет назад оказавшийся в инвалидной коляске, хотел не только помочь людям с ОВЗ и их родственников советом и психологической поддержкой, но и создавать условия для полноценной жизни людей с инвалидностью.

«ПараПлан» стал проводить турслеты, спортивные соревнования. Участники этих мероприятий прыгают с парашютом, занимаются иппотерапией. В планах— строительство в Дзержинске вейк-парка, занятия дайвингом. «Все просто: я и другие — мы хотим жить, а не проживать», — говорит Михаил.

С 2015 года по инициативе «ПараПлан» в Дзержинске проходит фестиваль культуры и спорта «Окский ПараФест». Изначально это было небольшое городское мероприятие, а теперь у фестиваля международный статус, соревновательная программа из 13 дисциплин, более сотни участников.

— За последние годы в России произошел значительный прорыв в формировании доступной среды — все больше людей с ОВЗ включаются в общественные процессы, — говорит Михаил Четвертаков. — В связи с этим растет и запрос на инклюзивные проекты. Я думаю, очень важно сохранять и развивать такую тенденцию. В конечном итоге полноценная инклюзия — это залог успешного будущего нашей страны.