Бизнес стал ближе к народу


Встречное движение

Как сообщил главный управляющий директор ВЭБ.РФ и член экспертного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Самохин, по итогам прошлого года среднее количество крупных компаний в России, имеющих программы социальной ответственности, выросло вдвое. По его мнению, это закономерная реакция бизнеса на соответствующий запрос общества: «В обществе в последние 15 лет серьезным образом растёт запрос на заботу, запрос на ответственность бизнеса перед людьми. И при этом бизнес чувствует, что такая ответственность у него есть. В среднем количество крупных компаний, имеющих программы социальной ответственности, возросло в два раза – с 2,9 в 2021 г. до 5,5 компаний в городе в 2022 г.», ‒ рассказал он, выступая в Москве на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и фондом «Росконгресс».

Самохин отметил, что поддержка растет не только со стороны крупного бизнеса, но и компаний малого и среднего предпринимательства (МСП). Это подтверждает динамика количества социальных предприятий на 10 000 населения: согласно данным Индекса качества жизни ВЭБ.РФ, в среднем по крупнейшим городам данный показатель увеличился почти в три раза: с 0,4 в 2021 г. до 1,1 в 2022 г. 

При этом доверие людей к бизнесу также растет. Если в 2017 г. ему доверяло около 40% населения, то сейчас этот показатель находится на уровне 55 % среди жителей 200 крупнейших городов страны, заявил Самохин. «Важно понимать взаимозависимость устойчивого развития и доверия. Очевидно, что доверие важно особенно в период увеличения экономической и социальной неопределенности. И поддержание связи с близкими людьми, бизнесом и управленцами становится важным фактором для поддержания комфорта жизни горожан», ‒ сказал он. 

Тенденцию увеличения социальной роли бизнеса в России также отметили эксперты, которых опросили «Ведомости. Устойчивое развитие». 

«Судя по текущим тенденциям, тематика участия бизнеса в развитии социального капитала становится в целом все более популярной. Россия в данном случае не исключение. Развитие социального капитала бизнеса становится хорошим сигналом не только для его клиентов и контрагентов, но и для регуляторов, определяющих направление государственной экономической политики», ‒ считает доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Пильник. 

Руководитель Группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков отметил, что несмотря на кардинальные изменения в геополитических и внешнеэкономических условиях, социальная повестка в 2022 г. вышла на первый план, но при этом в российском бизнесе она была всегда. «Это наследство как советского прошлого, так и 90-х годов 20-го века, когда на баланс бизнеса поступили многие объекты социальной инфраструктуры», ‒ пояснил он. 

Цена оценки

Многие компании и государственные институты предпринимают попытки объективно измерить уровень влияния инвестиционных проектов социальной направленности на качество жизни людей. Это и ESG-рейтинги, и различные индексы качества жизни. Методик много, а заложенные в них предпосылки могут противоречить друг другу, что, по мнению экспертов, приводит к тому, что сравнивать полученные результаты может быть довольно сложно. 

Как рассказал Владимир Горчаков, для оценки расходов на благотворительность и социальные проекты компаний в регионах их присутствия существует индикатор социальных инвестиций. Но так как компания не всегда может объективно влиять на города присутствия, измерить это влияние возможно лишь косвенно: допустим, можно оценить сокращение оттока населения или даже его приток за счет хорошего социального пакета и конкурентоспособной заработной платы, что произошло, например, в городах присутствия корпорации «Росатом».

«Оценка влияния бизнес-проекта на качество жизни всегда субъективна, ‒ считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. ‒ Безусловно, есть некие количественные параметры: создание рабочих мест, сопутствующие инвестиции в социальную инфраструктуру ‒ однако значительная часть таких оценок базируется на качественных показателях. Также широко применяются опросы, но вес факторов устанавливается оценщиком исходя из собственного представления о приоритетности того или иного параметра».  При этом наиболее релевантными инструментами оценки являются ESG-рейтинги и Индекс качества жизни ВЭБ.РФ, считает эксперт. 

По словам Андрея Самохина, на базе Индекса ВЭБ.РФ можно оценить влияние как планируемых, так и реализуемых инвестиционных проектов, при этом методология оценки направлена на комплексную оценку всех проектов независимо от их масштаба и отрасли. Один из примеров – оценка проекта реконструкции и расширения трамвайной сети «Таганрогский городской трамвай». Критериями оценки определены два прямых и шесть косвенных показателей. Так, реализация проекта сократила интервалы движения трамваев с 5-30 минут до 2-15 минут, а также увеличила среднюю скорость движения с 10 до 18 км/ч. 

«Полностью удовлетворить все потребности бизнеса с помощью одного инструмента невозможно, но в целом можно говорить о том, что Индекс ВЭБ.РФ дает значительную информацию, позволяющую оценить влияние и уже реализованных, и только планируемых проектов. Причем отдельно стоит выделить тот факт, что даже при различных нюансах используемых методик само наличие такого инструмента позволяет различным экономическим агентам говорить на одном языке при принятии решений об отборе и запуске новых инвестиционных проектов или о поддержке уже запущенных», ‒ считает Николай Пильник.