«Конструктивизм – не только ретроспектива, но и перспектива»

Директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова о том, как в России появился и развивается центр конструктивизма
Дарья Филиппова /Пресс-служба ВТБ

Недолгая история конструктивизма оставила глубокий след в российской культуре и архитектуре, но только недавно в стране появился центр, посвященный этому направлению. За год своего существования Центр «Зотов» реализовал множество культурных инициатив. О том, как социальная ответственность и принципы устойчивого развития воплотились в культурно-просветительском проекте, корреспонденту «Ведомости. Устойчивое развитие» Маргарите Парфененковой рассказала генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова.

– На месте бывшего Хлебозавода № 5 планировался стандартный офисный центр класса А. Как получилось, что это здание все же было сохранено и обрело новую жизнь?

– Основному производственному корпусу Хлебозавода им. Зотова, построенному в 1931 г., присвоили статус памятника культуры регионального значения в 2004 г. Завод проработал еще два года, а затем был остановлен. В 2008 г. начались разговоры о редевелопменте производственной территории. В какой-то момент случился пожар, часть исторического здания была разрушена, но оно осталось стоять и пустовало. Территория же вокруг хлебозавода была отдана под девелоперский проект – строительство жилых башен. Предлагались разные варианты того, что можно сделать с исторической частью: и фитнес-клуб, и офисный центр, и торговый комплекс с фудкортами. Но архитектор проекта трех высотных домов, возведенных вокруг круглого здания хлебозавода, Сергей Чобан сразу выступал за то, что это здание должно обрести культурную функцию. И его идея нашла поддержку у инвестора – банка ВТБ, который в 2018 г. приобрел это историческое здание.

– Как возникла идея создать центр по сохранению и развитию культурного наследия конструктивизма? Кого привлекли для создания концепции и реализации проекта?

– Сергей Чобан и его архитектурное бюро изначально рассматривали комплекс жилых башен и здания хлебозавода как единую архитектурную композицию. ВТБ решил сохранить историческое наследие, поэтому логично, что именно Чобан руководил процессом разработки проекта приспособления объекта культурного наследия к культурному центру. Идея заключалась в создании нового для Москвы музея, и хотелось не оказаться в ряду похожих проектов, а дать городу что-то новое, чего ему не хватает.

Идея создать музей конструктивизма лежала на поверхности. С одной стороны, потому что здание хлебозавода само по себе памятник эпохи конструктивизма. С другой – потому что ни в Москве, ни в других городах не было отдельного центра, который бы аккумулировал знания об этом направлении. В России разрозненное наследие эпохи конструктивизма, оно разбросано в разных местах – те же памятники архитектуры встречаются практически по всей стране. Конструктивизм как часть русского авангарда известен всему миру, но до недавнего времени не было места, где была бы сконцентрирована информация о нем. Если кто-то, приезжая в Москву, просил вас показать музей конструктивизма или какое-то место о нем, то это сложно было сделать, так как его просто не существовало.

– В обновленном здании хлебозавода сохранены слои не только эпохи конструктивизма, но и последующих времен. С чем связано такое решение?

– Эту концепцию сразу поддержали все вовлеченные в процесс реновации объекта стороны. С момента постройки завода прошло почти 100 лет, он создавался в одном виде, но приходили новые люди, наступали другие времена – что-то ломалось, сгорало, взрывалось, ремонтировалось, доделывалось. И все это оставило свои следы. Конечно, можно было эти изменения исправить, сделать завод таким аккуратненьким, но ведь именно разными и сложными моментами своей жизни историческое здание и интересно. Поэтому было решено сохранить его в таком виде, законсервировать, ничего не убирая. Из идеи честной и правдивой истории здания и родилась концепция его реставрации. Поэтому мы сейчас видим неровные стены первого этажа, где-то не хватает плиток на лестницах и на стенах. Во время реставрации старые плитки снимались, очищались и возвращались на место в том же виде. Евроремонт в административной части здания осторожно разобрали. Отмечу, что хлебозавод находился в весьма плачевном состоянии к моменту, когда сюда пришли реставраторы. Знаменитого кольцевого конвейера, благодаря которому это здание и обрело круглую форму, здесь уже не было. В полах зияли дыры, лестницы были полуразрушены, но структура главной производственной части не пострадала. Никому, к счастью, не пришла в голову идея, например, уничтожить потолок с деревянными балками. Сохранились и перила тех лет.

– Чем Центр «Зотов» отличается от привычных форм меценатства?

– У нашего партнера – банка ВТБ очень обширная программа поддержки по различным направлениям в культуре, в спорте, в социальных сферах. Но это, скажем так, поддержка уже существующих инициатив. А «Зотов» – первая собственная инициатива ВТБ, отдельная институция в сфере культуры. С одной стороны, этот центр – продолжение богатой традиции банка поддерживать культурную сферу, но с другой – работа над этим проектом стала крупным командным предприятием. Участвовали и банк, который самым непосредственным образом был погружен в проект, и архитектурное бюро, и другие наши партнеры, внесшие свой вклад, например, в разработку дизайна или в программы центра. То есть для ВТБ это совершенно иной опыт, нежели поддержка уже существующих инициатив других учреждений.

– Центр, по сути, является частным музеем. Как это сказывается на его деятельности?

– Все частные культурные институции функционируют по правилам мира культуры. Центр «Зотов» создан, чтобы занять в нем определенное место и внести свой вклад в развитие и сохранение важной части культурного наследия. У центра пока нет своих фондов, но тем не менее мы сотрудничаем с большим количеством крупных государственных музеев, которые фондами обладают, и они очень поддерживают нас в нашем начинании. Весь этот год мы работали на то, чтобы включиться в профессиональное сообщество. Мы уже реализовали довольно много партнерских инициатив с нашими коллегами, а запланировали еще больше. Для нас сейчас самое важное – встроиться в эту общую структуру. В первой нашей выставке «1922. Конструктивизм. Начало», посвященной началу конструктивизма в России, приняло участие 20 музеев и частных коллекций. Во второй выставке участвовало еще больше институций. У нас работают молодые кураторы, это очень увлеченные и талантливые исследователи, которые включены в профессиональную среду.

Важно отметить, что Центр «Зотов» – это не просто выставочный зал, мы строим серьезную институцию, где можно узнать о том, что такое конструктивизм. Без профессиональной, научной работы это невозможно.

– Эпоха конструктивизма в России – это чуть более 10 лет. Как вы считаете, почему она оказалась столь короткой?

– Здесь можно привести в пример не только Россию, но и другие страны. Авангардные течения существовали примерно в один исторический период. Если мы посмотрим на Баухаус, Де Стейл и наш конструктивизм, то увидим, что в мире синхронно существовали одни и те же тенденции и идеи. И их возникновение и исчезновение были вызваны в глобальном смысле сменой и политических парадигм, и социальных условий. В Советском Союзе, когда появился конструктивизм, люди строили даже не новое государство, а новый мир, думали о том, каким будет человек, который будет жить в этом мире. И были сильно воодушевлены. То есть в хорошем смысле это была такая утопия, которую люди пытались осуществить. Потом внешние условия и установки поменялись, и авангардные идеи в определенный момент сошли на нет во всем мире, чтобы затем возродиться снова.

– Кто ваши посетители? Интересен ли конструктивизм широкой аудитории или ваша деятельность больше рассчитана на профессионалов в сфере истории искусства?

– Событийная программа центра очень разнообразна, насыщенна и ориентирована на разные аудитории.

Например, у нас есть детский клуб, где дети и подростки разных возрастов могут погрузиться в тему дизайна. Эта тематика – важная отличительная черта наших занятий.

Мы проводим здесь концерты, уже ставили свои перформансы, причем не только с отсылкой к эпохе конструктивизма: важно давать переосмысление идеям того времени. В этом смысле конструктивизм очень удобен, ведь это не просто направление, которое можно описать по нескольким признакам, это целое мировоззрение, корпус идей и методологий, которые можно интерпретировать сегодня и осмысливать, как это может быть применено или видоизменено для будущего. Это не только ретроспектива, но и перспектива.

С самого начала мы делали акцент на том, что центр открыт для архитектурного сообщества. Мы активно сотрудничаем с фестивалем «Открытый город». На первом этаже центра размещена инсталляция «Архив», которая, например, включает работы многочисленных современных архитектурных бюро. В следующем году у нас планируется большая выставка, посвященная архитектуре конструктивизма.

Мы стараемся изучать, кто наш посетитель. Наша аудитория сейчас молодая, до 45 лет. Каждый музей мечтает привлечь аудиторию от 25 до 45 лет, и у нас получилось. В основном это люди творческих профессий, также много посетителей из сферы информационных технологий. Интерес к теме у наших посетителей очень большой. Мы даже не ожидали такого отклика: уже во время первой выставки люди выразили желание узнать больше, можно сказать, что они подталкивают нас в сторону создания постоянной экспозиции. Сама тема конструктивизма необычайно привлекает людей.

Пока мы все-таки новая площадка, поэтому работаем над тем, чтобы попасть в сферу интересов тех людей, которые вообще интересуются культурой и посещают музеи.

– Есть идеи, которые пока не удалось воплотить в жизнь?

– Планов много. В рамках подготовки к любому выставочному проекту прорабатывается огромное количество материала, поэтому в будущем мы планируем создать медиаархив, который мог бы стать доступным для исследователей. Это пока в планах.

Кроме того, мы собираемся активно заниматься издательской деятельностью. К нашим крупным выставкам уже было выпущено два больших каталога. Есть планы участия в изданиях и переизданиях важных книг.

В течение года мы работали с разными исследователями, а в мае провели внутреннюю конференцию с Ассоциацией искусствоведов России и сейчас находимся на стадии формирования нашей грантовой программы. Нам кажется важным поддерживать индивидуальные научные исследования, посвященные авторам 1920-х – 1930-х гг.

И разумеется, мы продолжим развивать выставочные проекты, раскрывающие тему конструктивизма с разных сторон и при этом помещающие ее в современный контекст. Нам важно расширять работу с современными авторами – художниками, архитекторами и дизайнерами. Поэтому планов много, но нам пока исполняется только год с момента открытия. Так что впереди, надеемся, много интересных проектов.