Российский бизнес обсудил равенство возможностей для мужчин и женщин

Как реализуется гендерная повестка в крупных компаниях
Евгений Разумный / Ведомости

На круглом столе «Равенство возможностей – основа социального и экономического развития», организованном Московской биржей, представители российских публичных компаний рассказали о лучших практиках в области соблюдения прав женщин и поддержки семей.

Равенство в цифрах

По данным исследования международной консалтинговой компании McKinsey, проведенного в конце прошлого года, компании с лучшими практиками гендерного и этнического разнообразия с вероятностью 39% покажут лучшие финансовые показатели, чем компании с худшими практиками. Такое разнообразие в руководстве ощутимо улучшает и ESG-метрики.

Анализ годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии входящих в индекс Московской биржи 60 российских компаний разных отраслей показал, что 93% из них раскрывают информацию о половозрастном составе работников. Гендерный состав в зависимости от уровня должности – 80% эмитентов. Информацию об уровне зарплаты сотрудника в зависимости от пола – уже чуть меньше половины всех компаний из 60. Еще меньше, 42%, раскрывает данные о разрыве в оплате труда мужчин и женщин. Информация о декретных отпусках показывает 40%, а коэффициент возвращения из декрета – всего 23%. Такие результаты представил на встрече руководитель направления устойчивого развития Московской биржи Максим Кочетков.

Исследование Московской биржи показало, что лидеры по раскрытию инициатив компаний в области равенства возможностей – это банки и металлургический сектор. При этом доля женщин, как среди руководства, так и среди работников больше всего в ритейле.

«Несмотря на то, что энергетика и металлургия – достаточно “мужские” отрасли, у нас в компании работает около 28% женщин, при этом три года подряд растет доля женщин в менеджменте среднего звена (рост с 20% до 22%), а также в высшем руководстве (с 18% до 20%) и в совете директоров (рост с 30% до 36%)», – рассказала руководитель ESG направления отдела по связям с инвесторами и ESG EN+ Полина Чернова.

По словам начальника управления по социальной политике и нематериальной мотивации «Северстали» Екатерины Сыроватской, в компании такая же доля женщин – 28%, и этот показатель различается в зависимости от категории персонала. Сопоставимая цифра – 29% – в компании ММК, которую на мероприятии представляла руководитель по устойчивому развитию Ярослава Врубель.

Что хочет женщина

Год назад в «Северстали» был проведен опрос среди сотрудниц, чтобы понять, как себя чувствует женщина в производственной компании. В исследовании приняли участие 2769 женщин – более четверти, работающих в «Северстали». 91% из них ответили, что они обладают такими же правами и амбициями на построение карьеры, как и мужчины, а 82% не ожидает никакого «особого подхода» к себе по гендерному признаку со стороны руководителей и коллег. При этом были озвучены направления, по которым женщины хотели бы получать большую поддержку от компании: работа со стрессом, вопросы оптимальной рабочей нагрузки, а также построения карьеры. 57% участниц опроса сообщили, что понимают свои карьерные перспективы.

«Максимальный запрос на поддержку компании – среди женщин в возрасте до 30 лет, а также тех, кто занят на производстве, – отметила Сыроватская, – он связан, в частности, с расширением спектра возможностей. Есть очень много законодательных, обоснованных ограничений по тому, какими карьерами могут заниматься женщины. С другой стороны, на наш взгляд, сейчас, когда активно приходят новые технологии, наверное, нам всем стоит подумать над тем, чтобы этот перечень обоснованно расширять. Это привлечет больше женщин и будет давать более широкие карьерные перспективы».

Эксперт считает, что для того, чтобы в компании были равные возможности, необходимо не только помогать женщинам строить свою карьеру, но и работать с мужчинами-руководителями, чтобы, если это необходимо, менять их отношение к тому, на какую позицию могут претендовать женщины.

Как отметила вице-президент – руководитель центра корпоративной социальной ответственности Промсвязьбанка Ольга Еременко, сегодня женщина зачастую стоит перед выбором – работа или семья. Согласно опросу банка среди сотрудников, 92% из них назвали семью важнейшей ценностью в жизни. Для 62% для принятия решения о рождении детей важна поддержка работодателя. «Прежде всего, я хотела бы, чтобы вы задумались и обратили внимание на значение двух слов: “возможности” и “выбор”. Возможности подразумевают самореализацию. И обычно на конференциях, на форумах обсуждается самореализация только в одном направлении – в профессии. А есть еще другое направление самореализации женщины – это потребность быть матерью», – сказала она.

Еременко привела в пример опрос московской школы управления «Сколково», который проводился среди женщин-предпринимателей и женщин-руководителей. Был задан вопрос, какие барьеры на своем карьерном пути они считают наиболее существенными. Женщины ответили, что им не мешают мужчины, не мешают гендерные стереотипы, а проблема – в совмещении семейных и рабочих обязанностей.

По данным McKinsey, среди родителей детей в возрасте до пяти лет профессионально отсталыми чувствуют себя 57% женщин и 38% мужчин, отметила эксперт. А согласно исследованию НИУ «Высшая школа экономики», «штрафу за материнство» больше подвержены высококвалифицированные женщины: они несут наибольшие потери в заработной плате даже если возвращаются на рынок труда.

Среди решений Промсвязьбанка по поддержке материнства Еременко отметила, например, возможность удаленной работы для матерей во время болезни ребенка, устройство специальных локаций для детей в офисе компании. Банк определил корпоративную политику поддержки материнства, отцовства и семейных ценностей.

Женский клуб и женские советы

В компании EN+ во всех регионах на протяжении последних двух лет действуют «Женские советы» – представительский орган по защите прав женщин, рассказала Чернова. Как отметила спикер, у сотрудников есть жены, и они входят в «Женские советы» наряду с женщинами, работающими в компании. Кроме того, что эти органы следят за соблюдением прав женщин на предприятиях, на встречах также проводятся профориентационные мероприятия, мастер-классы, организовываются культурные и спортивные мероприятия. Практики поддержки сотрудников разнообразны. «Например, оказывается помощь, когда специалист переезжает с женой в другой регион, где у нее нет работы», – привела пример Чернова.

Женский клуб, организованный в компании «Северсталь» – неформальное бизнес-сообщество, созданное для поддержки самореализации женщин. Идею клуба предложили сотрудницы «Северстали» еще в 2017 г. Сейчас в нем 2200 участниц, причем 363 из них присоединились в 2023 г. «В наших рядах нет никаких ограничений, в работе клуба принимают участие 85 мужчин», – отметила Сыроватская, добавив, что большим спросом в клубе пользуются встречи «без галстуков», когда руководители любого уровня в неформальной обстановке отвечают на вопросы. В основном, эти вопросы связаны с построением карьеры, но есть и другие.

«Очень много запросов на получение консультации по вопросам воспитания детей. Здесь мы сотрудничаем с экспертами благотворительного фонда “Дорога к дому”. Также востребовано участие женщин в профессиональных конкурсах», – рассказала Сыроватская.