S-составляющая ESG вышла на первый план

Почему решение социальных проблем стало приоритетом в устойчивом развитии российских компаний
Сергей Портер / Ведомости

В современном мире следование принципам устойчивого развития – неотъемлемая часть стратегии каждой крупной компании. О том, почему одна из составляющих ESG, социальная, стала приоритетной для отечественного бизнеса – в материале «Ведомости. Устойчивое развитие».

Не просто тренд

Стратегия ESG включает в себя три компонента. Группа факторов E (environmental) отвечает за экологическое направление и ориентацию на низкоуглеродную экономику. S (social) – относится к политике соблюдения интересов персонала компании, общества в целом и конечных потребителей продукции. Факторы G (corporate governance) отражают современные тенденции в области корпоративного управления и бизнес-процессов.

По мнению директора «S+Консалтинг» Любови Решетняк, именно на социальном аспекте в реализации концепции ESG в первую очередь сфокусированы крупные российские компании. Этот феномен эксперт объясняет тем, что многие из них являются системообразующими в регионах присутствия, а также обеспечивают социальную инфраструктуру для своих работников и задают социальные стандарты на рынке труда.

«Кроме того, аспект S благоприятно влияет на имидж компании как социально ответственной, что сказывается на инвестиционной привлекательности бизнеса», – считает Решетняк.

Еще весной 2022 г. все бизнес-сообщество в один голос говорило, что блок S выйдет на первый план. Ровно так и случилось, утверждает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков.

«В предыдущие два года на первый план выходила климатическая и экологическая повестка, что, с одной стороны, было обусловлено запросом иностранных акционеров, покупателей продукции (включая европейских) и финансовых партнеров, а с другой – серией резонансных экологических аварий на российских предприятиях», – пояснил он. После закрытия части рынков для российских компаний вопросы климата и экологической ответственности незначительно отошли на второй план. Хотя и не так сильно, как ожидалось изначально, отметил эксперт.

По словам Горчакова, актуальной стала проблема дефицита кадров и удержания сотрудников. «По нашей оценке, сейчас это ключевой вопрос в повестке российского бизнеса, и с учетом долгосрочных тенденций на рынке труда его значимость будет только расти», – рассказал он.

В России социальная ответственность не просто модный тренд, но и жесткая необходимость, утверждает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «Текущие глобальные вызовы затрагивают и российские компании: помимо кадрового голода, это еще и “утечка мозгов”, смена приоритетов в выборе работодателя. Определенное давление оказывают власти и регулирующие органы после социальных потрясений последних лет: пандемия коронавируса, изменения миграционных потоков под воздействием геополитических и финансовых условий», – прокомментировал эксперт.

Как оценить добро

Раздел S практически у всех компаний оценивается по трем направлениям. Это ответственность перед сотрудниками и их семьями, перед потребителями продукции (если это физические лица) и перед жителями регионов присутствия компании.

При составлении рейтингов агентства оценивают эти направления через набор различных количественных и качественных индикаторов, разъясняет Горчаков. «Причем этот набор существенно варьируется в зависимости от методологии и провайдера рейтинга или оценки», – отметил он. Рейтингование компаний по фактору социальной ответственности, по мнению эксперта, является довольной сложной процедурой: необходима оцифровка данных и приведение всех практик к «общему знаменателю».

Аналитик приводит пример композитного подхода внутриотраслевого сравнения в разборе компонента S, который применяют в АКРА. Компанию сравнивают со средними значениями в отрасли, при этом сохранять опцию внутриотраслевого сопоставления компаний на глобальном уровне принципиально. «То есть сравнивать российские компании, например черной металлургии, следует только с их иностранными и российскими аналогами», – пояснил Горчаков.

Во-первых, оценивается социальная ответственность. Во внимание принимаются шесть параметров: текучесть персонала, средняя заработная плата, гендерный состав, травматизм, смертельный травматизм и социальные инвестиции. Во-вторых – действия по минимизации рисков и способности им противостоять. Эксперты оценивают внутренние нормативные документы (политики и процедуры), ключевые показатели эффективности, а также вклад мероприятий по управлению рисками социального характера. Набор рисков здесь также зависит от специфики отрасли. В-третьих, производится оценка соответствия лучшим практикам.

Горчаков назвал две проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка при оценке ESG-параметров. «Прежде всего, это разница в доступности и сопоставимости данных по большому числу компаний. Также это огромное число разных уникальных практик, которые подходят одной компании и неприменимы при оценке другой», – подытожил эксперт.

О проблемах ESG-оценки говорит и Кабаков. «Данные, как правило, разрозненны, их приходится собирать и структурировать по крупицам, а компании порой молчат об истинном положении вещей», – пояснил он.

Главное препятствие для рейтингования компаний в точки зрения ESG-факторов – недостаток квалифицированных специалистов с глубокими знаниями финансовых и экономических моделей, аналитики, статистики, социологии и т. д, которые могут провести оценку, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

«Особенно ярко это сказалось после ухода зарубежных игроков, на которых равнялись отечественные лидеры рынка. Тем не менее на базе ведущих вузов страны (МГИМО, РУДН, ВШЭ, СПБГЭУ, МГУ и др.) открываются магистерские образовательные программы в области устойчивого развития, и благодаря этому разница в компетенциях сокращается очень быстро», – пояснила она.

Феномен соцпредпринимательства

С развитием общества менялось отношение бизнеса к решению социальных проблем. В своих исследованиях, посвященных социализации российской бизнес-среды, доктора наук, ученые в области менеджмента и социальной ответственности компаний Галина Грекова и Мария Киварина выделили три этапа формирования социальной ответственности бизнеса. Первый – индифферентность, второй – экзогенная социальная ответственность и третий – эндогенная социальная ответственность предпринимательства, то есть глубокая вовлеченность. 

Таким образом, из точечной социальная направленность стала системной, считает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова. «Это четко прослеживается на протяжении последних ста лет: от использования детского труда на угледобывающих шахтах до строительства целых кварталов и мини-городов со всей инфраструктурой для сотрудников предприятия», – рассказала эксперт.

По словам Орловой, следует разделять понятия «социальная ответственность бизнеса» и «социальное предпринимательство». «Второе – крайняя форма первого», – пояснила она.

Социальное предпринимательство активно развивается, отметила Решетняк, причем «как среди субъектов МСП (в том числе за счет поддержки государства), так и среди крупных социально ответственных компаний – через систему госзаказа и грантовые программы». В России это не просто щедрость, а вынужденная мера и умный ход, уверен Кабаков. «В условиях кризиса и политических трансформаций предприниматели берут на себя роль социальных реформаторов. Они зарабатывают деньги и решают возникающие проблемы», – сказал он, добавив, что такая бизнес-модель обещает не только экономический успех, но и улучшение общественного благосостояния.

Приоритет будущего

Опрошенные эксперты солидарны в том, что социальная ответственность не отойдет на второй план, несмотря на очевидные экономические сложности.

В текущих условиях многие компании сократили бюджеты на инициативы, связанные с реализацией концепции ESG, хотя по-прежнему признают ее актуальной, отметила Решетняк. «Однако по мере адаптации компаний к новым условиям можно ожидать кратного роста в области реализации ESG-проектов к 2030 г. В банковской сфере активно разрабатываются инструменты для их финансирования в соответствии с рекомендациями Банка России, что обеспечит внешние ресурсы на реализацию соответствующих инициатив», – рассказала эксперт.