ESG – новая парадигма успеха в ритейле

Как торговые сети используют возобновляемую энергию, сокращают отходы и реализуют социальные проекты

В последние годы вопросам устойчивого развития уделяется все больше внимания во всем мире. Это касается не только бизнеса, но и потребителей, чаще отдающих предпочтение производителям, которые заботятся об окружающей среде и обществе. Согласно исследованию Deloitte, 72% покупателей готовы платить больше за товары и услуги компаний, которые придерживаются ESG-принципов.

ESG-трансформация ритейла началась еще в 1990-х годах. В то время внедрение в деятельность бизнеса факторов устойчивого развития рассматривалось в основном как дополнительные расходы, снижающие прибыль компаний и доходы инвесторов и акционеров.

Одним из первых примеров реализации ESG-повестки в ритейле стал переход производителя мебели IKEA на возобновляемые источники энергии (ВИЭ): в 1990 г. компания установила на крыше своего первого магазина в Швеции солнечные батареи. С тех пор IKEA активно инвестировала в ВИЭ по всему миру, и к 2020 г. 65% потребляемой компанией электроэнергии вырабатывалось из таких источников. Другой пример – внедрение программы переработки отходов компанией Walmart. В 1990 г. проект был запущен в магазинах в США. С тех пор компания распространила его на другие страны, и к 2020 г. переработала более 1,3 млрд т отходов. Ритейлеры также работают над соблюдением социальной справедливости, создавая инклюзивные рабочие места, продвигая равные права и возможности для различных групп работников и потребителей, а также поддерживая местные сообщества. Так, компания Target взяла на себя обязательство к 2025 г. нанимать до 100 000 сотрудников из числа социально незащищенных групп населения.

Международные компании достаточно амбициозны в своих намерениях. Например, производитель продуктов питания Nestle к 2025 г. планирует сократить потребление воды на 20%, а розничная сеть по торговле одеждой H&M – к 2030 г. стать углеродно-нейтральной, то есть не просто сократить выбросы парниковых газов, а полностью их компенсировать.

Крупные российские ритейлеры также демонстрируют приверженность ESG-повестке. X5 Retail Group утвердила стратегию устойчивого развития до 2025 г., согласно которой компания намерена сократить удельные выбросы парниковых газов (Scope 1 и Scope 2) на 15% через повышение энергоэффективности. Среди основных ESG-практик, направленных на социальные аспекты деятельности, можно выделить, например, волонтерский проект «Корзина доброты», суть которого заключается в сборе продуктовой помощи нуждающимся, причем не только людям, но и бездомным животным. Интересным решением является инициатива «Центр местного сообщества», в рамках которой в супермаркетах сети проводятся мастер-классы, благотворительные акции, творческие конкурсы и социальные активности. Все подобные проекты направлены не только на привлечение покупателей, но и создание сообщества местных жителей, что позволяет решать проблемы социальной разобщенности.

Важно, что отечественные компании уделяют большое внимание здоровью людей. Например, в 2021 г. ритейлер «Магнит» создал новый тематический клуб «pro.здоровые привычки» для того, чтобы стать помощником в поиске понятной, проверенной и доступной в практическом применении информации о трендах здорового образа жизни.

Сеть магазинов «Вкусвилл» развивает циклические проекты, направленные на сокращение отходов и заботу об окружающей среде. Один из них – «Сумка с бонусами». Покупая фирменную сумку, клиент получает бонусы на карту, которые можно использовать при последующих покупках. Другой проект – «Прием вещей». В магазинах можно сдать одежду, обувь, книги, игрушки и другие предметы быта. В зависимости от состояния вещи она может быть передана нуждающимся, в благотворительные магазины, приюты для животных или на переработку. Новой инициативой ритейлера стало маркирование продуктов: знак «можно сдать на переработку» (улыбающийся смайлик) говорит о том, что упаковка товара подходит для переработки, «нельзя сдать на переработку» (грустный смайлик) – упаковка подлежит утилизации.

С 1 января 2024 г. вступил в силу закон о расширенной ответственности производителя (РОП), согласно которому утилизировать упаковку будут ее производители. X5 Retail Group планирует, что 60% упаковки товаров собственной торговой марки к 2025 г. будет устойчивой. «Магнит» совместно с Российским экологическим оператором (РЭО) в 2022 г. заявил о разработке механизма и запуске нового отдельного модуля на бирже вторсырья – электронной площадке по торговле отходами.

Перечислять полезные инициативы, которые российский ритейл активно внедряет в свою деятельность, можно еще долго. Главное, что повестка устойчивого развития заняла свое прочное место в бизнесе, а от этого напрямую зависит повышение доверия со стороны потребителей и улучшение репутации компании.