Компаниям стали не нужны кредиты

Вал ликвидности, выплеснувшийся на рынки, привел к тому, что компаниям удается размещать рекордные объемы облигаций. В результате займы через публичный рынок долга превысили объем выдаваемых банками кредитов
А.Махонин

С начала года нефинансовые компании разместили облигации на $1,3 трлн и привлекли $1,1 трлн кредитов (данные Dealogic). Случай уникальный – с 1995 г., когда Dealogic начала вести подобную статистику, большую часть заемного финансирования корпорации получали в виде банковских ссуд. В предкризисном 2007 году банки выдали компаниям $4,2 трлн кредитов по сравнению с $889,4 млрд размещенного долга. В этом году нефинансовые компании США заняли $449,3 млрд на рынке бондов и $360 млрд – на рынке банковских займов, европейские компании – соответственно $504,4 млрд и $315,4 млрд.

«Кредитный кризис заставил переориентироваться с рынка кредитов на облигационный рынок, – отмечает начальник отдела рынков заемного капитала Citigroup Эйрик Уинтер. – Компании поняли, что иногда банковские кредиты более рискованны, чем облигационные займы».

До кризиса краткосрочное финансирование компании привлекали за счет векселей, обеспеченных невыбранными кредитами. Когда этот рынок замер, место векселей заняли долгосрочные бонды. «Банки не хотят обеспечивать гарантии по векселям, а компаниям нужно увеличивать ликвидность», – говорит соруководитель отдела кредитной стратегии Barclays Capital Ашиш Шах. Так поступило, например, финансовое подразделение General Electric. К тому же корпоративные облигации сейчас размещаются под рекордно низкие ставки, а стоимость финансирования для банков растет. Финансовое подразделение Shell в сентябре разместило двухлетние бонды под 1,3% (купон с выплатой в марте 2010 г.). Это рекордно низкая доходность для компаний с сильным кредитным рейтингом (за исключением выпусков с правительственными гарантиями). Доходность двухлетних казначейских облигаций США сейчас на уровне 0,9%, а бумаги финансового подразделения Shell торгуются на уровне 1,5% к погашению.

Для компаний с низким рейтингом бонды также имеют преимущества, поскольку получить банковские займы можно, только имея хорошие результаты. «Сейчас финдиректорам, гендиректорам и казначеям непросто прогнозировать финансовые итоги, и отсутствие необходимости соблюдать ковенанты позволяет им чувствовать себя спокойнее», – утверждает начальник отдела глобального финансирования на заемные средства Credit Suisse Том Ньюберри.

На российском рынке ситуация аналогичная – компании предпочитают привлекать финансирование путем размещения облигаций, а не получать банковские кредиты.

За девять месяцев этого года, по данным Cbonds, российские компании привлекли на публичном рынке долга 643,6 млрд руб., разместив 100 выпусков корпоративных облигаций. За 2008 г. было размещено 147 выпусков на 470 млрд руб. По данным ЦБ, на 1 сентября кредитный портфель банков, предоставленный нефинансовым организациям, составлял 12,8 трлн руб. против 12,5 трлн руб. на начало года.

С начала года прирост корпоративного портфеля составил от 1% до 3%, или 200–600 млрд руб., оценивает аналитик «Ренессанс капитала» Максим Раскоснов. При этом сопоставимый или даже несколько больший объем средств был поднят через рынок облигаций, отмечает он: «Это связано с фактором ликвидности – под залог этих инструментов можно получить рефинансирование в ЦБ». Корпорациям выгодно выпускать облигации, потому что для этого не нужно обеспечение, добавляет аналитик «ВТБ капитала» Михаил Галкин.