Вместо ФЦП в бюджете появятся долгосрочные целевые программы

Минфин предлагает уйти от двойной бухгалтерии в бюджете. В кризис это особенно актуально, так как позволит оптимизировать госрасходы, надеются чиновники и эксперты

До конца года Минфин внесет в правительство проект положения о долгосрочных целевых программах, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Им предстоит заменить федеральные целевые программы (ФЦП). Бюджет должен на 70–80% состоять из долгосрочных программ, сказал министр, это стратегическая цель. Сейчас на долю ФЦП приходится 7,5%, а если считать вместе с нацпроектами – около 15% бюджета.

Разница между федеральными целевыми и долгосрочными программами принципиальная, объясняет директор департамента Минфина Алексей Лавров: «ФЦП – на практике это, как правило, расходы на строительство или НИОКР, практически не связанные с обычными, значительно большими по объему, расходами ведомств, направленными на достижение тех же целей».

В итоге одни и те же расходы часто финансируются дважды. Например, Минприроды координирует ФЦП объемом 300 млн руб. по снижению рисков и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2010 г., а в его текущих расходах есть статья «Безопасность водохозяйственных и гидротехнических сооружений» в размере 18,5 млрд руб. (на 2006–2010 гг.). Рособразование отвечает за ФЦП «Развитие образования на 2006–2010 гг.» объемом 62 млрд руб., а еще должно потратить 205,6 млрд руб. в 2006–2009 гг. на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Росрыболовство курирует ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» – 6,9 млрд руб. в 2008–2009 гг., но за эти же годы агентство должно потратить 17,3 млрд руб. на развитие научно-технического потенциала, кадрового и информационного обеспечения рыбохозяйственного комплекса.

«Структурирование бюджета по программам придаст расходам четкую ориентацию на непосредственные результаты, повысит ответственность за их достижение, прозрачность использования бюджетных средств», – надеется Лавров. Всего в бюджете должно быть несколько десятков долгосрочных программ, в каждой – план регулирования и набор подпрограмм: строк бюджета, за каждую из которых должно отвечать только одно ведомство.

Кудрин обещает, что за три года более 50% бюджета будет переформатировано в долгосрочные программы: «Чем быстрее это случится, тем лучше. Сейчас, когда расходы бюджета сокращаются, надо, чтобы работал эффективно каждый рубль». На переход от затратного принципа формирования бюджета к программному потребуется лет пять, считает Александр Андряков из Экономической экспертной группы.