Число россиян, экономящих на продуктах и одежде, сокращается

Но отказывать себе в товарах первой необходимости по-прежнему приходится большей части граждан.
Д.Гришкин

Количество россиян, которые в период кризиса стали экономить на самом необходимом, постепенно сокращается. Но отказывать себе в товарах первой необходимости по-прежнему приходится большей части граждан. Об этом свидетельствуют результаты ноябрьского мониторинга экономического кризиса, который ежемесячно проводит компания КОМКОН. Опрашивались 1300 жителей городов-миллионников в возрасте 18-45 лет.

Согласно данным социологов, пик числа горожан, вынужденных экономить, пришелся на весну 2009 г. Так, в мае на одежде и обуви экономили 68% опрошенных, а в ноябре их число сократилось до 59%. Сократить расходы на продукты питания в мае пришлось 71% респондентов, а в ноябре – 63%. Директор по коммуникациям КОМКОН Людмила Новиченкова считает, что у граждан сформировалось ощущение, будто дно кризиса пройдено и хуже уже не будет.

Если год назад более 80% участников опросов ВЦИОМа ожидали очень высокого темпа роста цен, то сейчас их менее 40%, добавляет генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Всплеск в начале года доли тех, кто экономит "на всем", Федоров называет "нервной реакцией на неизвестность": в этот период многие теряли работу, лишались части дохода из-за перехода на сокращенную рабочую неделю и т.д. По его словам, в последние месяцы доходы работающих и цены стабилизировались, а подход к экономии стал более рациональным.

Между тем доля тех, кто сегодня вынужден экономить, по-прежнему значительно превышает уровень годичной давности. По данным КОМКОН, в начале кризиса – в ноябре 2008 г. на одежде и обуви экономили 36% опрошенных, а на продуктах питания – 37%.

В 2009 г. экономический кризис стал неотъемлемой частью жизни россиян, отмечают в КОМКОН. Об этом свидетельствуют данные спонтанного (без подсказки) называния важных событий прошедшего месяца: причем в феврале этого года кризис в числе важных событий упомянули 58% опрошенных, а в ноябре этот показатель упал до 16%.

Новиченкова объясняет этот факт "привыканием к кризису" , а также появлением новых громких тем: осенью в стране стали много говорить о свином гриппе. Именно грипп А/H1N1 из списка наиболее важных событий в ноябре выбрали 74% респондентов, а экономический кризис в России – 65%.