Standard & Poor's считает, что начинается разворот к стабилизации

В зоне дефолта находится все меньше компаний, подсчитали в Standard & Poor’s. Но проблема долгов пока не решена, признают эксперты

В зоне риска находятся долговые обязательства 226 компаний стоимостью $220,5 млрд, подсчитали в Standard & Poor’s (S&P). В ноябре их количество сократилось на 25 компаний – максимальное снижение за пять лет: в апреле их насчитывалось 300. К их числу S&P относит заемщиков, имеющих рейтинг B- и ниже, а также подверженных риску дальнейшего понижения рейтинга.

Это «слабое звено» глобальной экономики, отмечают аналитики S&P. По данным агентства, с начала этого года о дефолте объявили 261 компаний – в 1,9 раза больше, чем в 2008 г., – это максимум с начала отслеживания данных с 1981 г.

Рост дефолтов остановился, признает аналитик S&P Дайана Вацца: «Это первый сигнал того, что начинается разворот кредитного рынка в сторону стабилизации». Ситуация начала улучшаться, когда на рынке появилось достаточно ликвидности благодаря ФРС, отмечает Ян Хазельтон из Babson Capital Europe.

Уровень дефолтов за последние 12 месяцев составил 9,77%, подсчитали в S&P. В 2010 г. этот показатель может снизиться до 6,9%, в том числе благодаря оживлению кредитного рынка, прогнозирует агентство. Но множество компаний еще остаются слишком уязвимыми, отмечает Вацца. Чтобы наступил перелом в ситуации, нужен рост экономики и выручки предприятий, считают в S&P. Пока объем долгов существенно не сократится, компании будут оставаться в зоне дефолтного риска.

Самой проблемной группой заемщиков в S&P считают компании, которые занимали в 2003–2007 гг.: риск наступления дефолта в этой группе в течение года почти в шесть раз выше. В числе самых уязвимых секторов – кредитные организации, медийные компании, лесная промышленность, потребительские товары и строительный и транспортный секторы. Лидером по количеству проблемных компаний остаются США, отмечает S&P. В лучшем положении находятся корпорации развивающихся рынков, считает Бэрри Филд из компании Ashmore: «У компаний меньше и размер займов, и сам бизнес сконцентрирован в секторах, доходы которых не столь уязвимы к ударам кризиса: в инфраструктуре и энергетике».