Потребители чувствуют себя все увереннее

Население все больше верит в восстановление страны после кризиса – 21% опрошенных в IV квартале против 18% кварталом раньше.
А.Махонин

Потребительская уверенность населения в IV квартале незначительно выросла, сообщил Росстат. Индекс, отражающий потребительские ожидания населения (измеряется на основе опросов), рухнул в I квартале до минус 35% и затем рос три квартала подряд: на 3, 7 и 5 процентных пунктов. В итоге показатель в IV квартале составил минус 20%.

Его повышение "сопровождалось положительными изменениями во всех его компонентах, но особенно заметно выросли значения индексов ожидаемых и произошедших изменений в экономике страны", отмечает Росстат. Население все больше верит в восстановление страны после кризиса – 21% опрошенных против 18% кварталом раньше, индекс ожидаемых изменений вырос до минус 5% с минус 10%.

Больше людей надеются и на улучшение собственного материального положения – 13% против 11%, к ухудшению готовится 21% против 23%, но большинство (52%) считает, что их доходы в этом году не изменятся. В итоге этот индекс составил минус 7%, что на 3 пункта выше уровня III квартала.

Люди готовы больше тратить и сберегать – оба индекса выросли на 3 пункта до минус 34% и минус 51% соответственно. Структура целевой направленности сбережений в течение года практически не менялась: люди готовы откладывать на лечение, недвижимость, образование, благоустройство жилья, покупку машин, отдых и развлечения, на черный день, на помощь близким.

По данным Росстата, ссылающегося на Евростат (на ноябрь), российские потребители существенно менее уверенны, чем жители большинства стран еврозоны. Менее оптимистичны только потребители Кипра (-37,7%), Греции (-37,6%), Мальты (-32,1%), Португалии (-30,1%) и Испании (-20,7%), скептично оценивают ситуацию немецкие (-18,5%), французские (-18,1%) и итальянские (-16,6%) потребители. "В плюсе" только скандинавские страны – Швеция (17%), Финляндия (11,9%), Дания (7,3%). Но российские потребители выглядят оптимистами на фоне жителей большинства стран Восточной Европы: наименее уверенны потребители Венгрии (-50,6%), Румынии (-49,8%), Латвии (-49,2%), Литвы (-48,6%) и Болгарии (-42,3%), наиболее уверенны – Чехии (-7,9%) и Эстонии (-14,2%).

Динамика показателя в целом совпадает с общими изменениями в экономике страны – вялое улучшение, говорит Владимир Брагин из "Траста". Потребители надеются на лучшее, спрос, а значит, и оборот торговли могут незначительно расти, что будет способствовать некоторому улучшению ситуации в экономике, продолжает он. Спрос будет поддержан в первую очередь ростом доходов пенсионеров, считает совладелец ГК "Виктория" Николай Власенко. На пенсионеров (а также на снижение инфляции) ставит и Минэкономразвития. По данным ведомства, оборот розничной торговли в прошлом году сократился на 5,7%. В 2010 г. Минэкономразвития ждет ее роста на 1,9%, за три года – на 7,2% при консервативном сценарии развития экономики, при умеренно-оптимистичном – на 3,3% и 11,9% соответственно.