Братьям Ананьевым пришлось вернуть часть денег покупателям "Оранты"

Активы, выгодно проданные накануне кризиса, теперь приносят убытки своим бывшим владельцам. Например, братьям Ананьевым пришлось вернуть 9 млн евро покупателю страховой компании «Оранта» из-за ее финансовых результатов за 2008 г.

Зато кризис помог АФК «Система» сэкономить на сделке по покупке компаний башкирского ТЭКа. В апреле 2009 г. холдинг объявил, что купит контроль в компаниях за $2 млрд, доплатив еще $500 млн к середине 2010 г. А уже в мае было объявлено, что доплаты не будет: она предполагалась только при определенных финансовых показателях компаний за IV квартал 2008 г. и I квартал 2009 г., объясняли два близких к «Системе» источника.

Оранта

страховая компания. владелец – группа Eureko финансовые показатели (9 месяцев 2009 г.): страховые премии – 2,5 млрд руб. страховые выплаты – 2,6 млрд руб.

Нидерландская страховая группа Eureko договорилась с группой «Промсвязькапитал» Дмитрия и Алексея Ананьевых о покупке их страхового бизнеса – компаний «Оранта» и «Оранта-М» – в сентябре 2008 г. Сумму сделки Eureko и россияне не называли, но затем голландцы сообщили детали сделки в своем отчете за первое полугодие 2009 г. В декабре 2008 г. Eureko оценила «Оранту» в 96 млн евро, предусмотрев возможность изменить окончательную стоимость страховщика по итогам 2008 г., говорится в отчетности. Дело в том, что на момент сделки Eureko считала справедливую стоимость приобретаемых активов отрицательной, оценивая их в минус 8 млн евро. К апрелю 2009 г. стоимость купленных активов выросла до 1 млн евро. Однако нидерландская страховая группа, изучив финансовые результаты «Оранты» за 2008 г., потребовала обратно 9 млн евро и получила их от продавца. Окончательная сумма сделки составила 87 млн евро, сказано в отчете. Директор по инвестициям «Промсвязькапитала» Максим Литвинов отказался комментировать эту корректировку, запрос «Ведомостей» в Eureko остался без ответа.

Сделки купли-продажи крупных компаний часто проходят в несколько этапов и финальная стоимость актива зависит от того, смогла ли компания достичь определенных результатов, говорит аналитик «Метрополя» Марк Рубинштейн. Изменяться может не только цена актива, но и приобретаемая доля в компании, причем изменение это возможно как в меньшую, так и в большую сторону, добавляет он.

Подобных примеров хватает, особенно в периоды кризисов и рыночных потрясений, когда финансовые результаты компаний и стоимость активов могут серьезно меняться. Например, когда в начале прошлого года Standard Bank покупал 33,3% акций группы «Тройка диалог», стороны заключили соглашение, что доля южно-африканского банка может измениться, если изменится стоимость вложений самой «Тройки» в акции «Камаза» и «АвтоВАЗа». Ведь эти вложения заметно влияли на оценку «Тройки» – эта инвестиционная группа контролирует 44% уставного капитала «Камаза» и 25% «АвтоВАЗа». В конце года Standard Bank исполнил опцион, увеличив свою долю в капитале «Тройки» до 36,4%. Причиной, по словам председателя совета директоров «Тройки диалог» Рубена Варданяна, стало перераспределение долей внутри консорциумов, владеющих акциями «Камаза» и «АвтоВАЗа».

«Тройка» и активы свои тоже продавала по сложной схеме. Когда Renault покупала блокирующий пакет «АвтоВАЗа» в 2007 г. за $1 млрд у «Ростехнологий» и «Тройки диалог» (сейчас они владеют 50% акций завода), французы обязались доплатить в 2010 г. еще около $166 млн, если EBITDA «АвтоВАЗа» в 2008–2009 гг. будет на 20% выше средних показателей 2006–2007 гг.

Доплачивать французам не придется: EBITDA «АвтоВАЗа» в последние, кризисные, годы была на порядок ниже, чем в благополучные 2006–2007 годы, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

А Bank of Cyprus, выкупивший в 2008 г. 80% акций «Юниаструм банка», в прошлом году отказался от планов консолидировать 100% акций российского банка, как предусматривалось по условиям сделки. Из-за кризиса финансовые результаты «Юниаструма» ухудшились, что заставило западных инвесторов скорректировать параметры инвестиций.

В итоге получается, что Eureko заплатила за «Оранту» сумму, равную 1,4 годовой премии этого страховщика за 2008 г. Раньше отечественных страховщиков оценивали лучше: Zurich Financial Services в 2007 г. заплатила за 66% «Насты» 1,6 ее премии, Allianz за 49% «Росно» – 2 премии, а Axa при покупке «РЕСО-гарантии» оценила компанию в 2,6 годового оборота.