Политическая борьба вокруг Бернанке угрожает доллару


Когда финансовый кризис начал распространяться по миру, подобно вирусу, в конце 2008 г., Федеральная резервная система подписала ряд договоренностей с иностранными ЦБ о валютных свопах. Это беспрецедентное событие было в основном игнорировано при политизированной оценке действий ФРС в период кризиса. Но именно эта мера принесла успех в стабилизации валютных рынков.

ФРС фактически заменила МВФ в качестве ведущего мирового кредитора, способного справиться с самой сложной ситуацией.

Сейчас идут споры вокруг переутверждения председателя ФРС Бена Бернанке на второй срок, и возникают сомнения, что ФРС сохранит нынешнюю независимость, а если не сохранит – что сможет, как прежде, стабилизировать ситуацию в глобальном масштабе.

"Плохо будет, если окажется, что мы не можем больше дать такой же технологичный ответ кризису", – предупреждает Барри Босуорт из Brookings Institution. История с валютными свопами, уверен он, почти ничего не стоила США. Но если политики получат возможность влиять на решения ФРС, они смогут ограничить и возможность принятия таких мер помощи иностранным структурам за счет США, опасается Босуорт.

Это лишь один пример того, как дебаты вокруг переназначения Бернанке могут иметь значение для мировой экономики и подрывать доверие к доллару.

Прозвучавшие в минувшие выходные комментарии возродили надежду, что Бернанке будет переутвержден, но многие конгрессмены-демократы объявили, что намерены голосовать против, и это заставляет рынки нервничать. Тем более что даже если голосование закончится победой Бернанке, политизация ситуации вокруг ФРС угрожает независимости финансовой системы. Хотя хорошо развитая система сдержек и противовесов, а также высокий профессионализм персонала будут продолжать защищать монетарную политику ФРС от чрезмерного влияния политиков.

Бывший председатель ФРС, а ныне советник Белого дома Пол Волкер предупреждал, что не следует ослаблять независимость Федерального резерва в тот момент, когда финансовая система США перестала быть доминирующей в мире: "И политические лидеры, и рынки всегда считали ФРС хранительницей стабильности финансовой системы в целом и доллара в частности. Я тоже. Мы просто не можем позволить себе неосторожными действиями подорвать это доверие".

Ирония в том, что сам Волкер, человек с независимой репутацией, которую он заслужил как раз на должности председателя ФРС, неутомимо борясь с инфляцией, ныне и сам вовлечен в политические ссоры. Заявление президента Барака Обамы об ограничении деятельности банков (прозванные "правилом Волкера" – по причине одобрения их советником президента) раскритиковано приверженцами идеи свободного рынка как популистское. Это очередной пример того, насколько политизированной стала финансовая политика.

К счастью, у доллара достаточно опор для того, чтобы не потерять свой статус, мировые ЦБ знают, что они больше потеряют, чем приобретут, избавляясь от долларовых резервов.

Но когда Китай, Россия и другие крупные кредиторы Соединенных Штатов поднимают шум по поводу ликвидации глобальной системы, в которой доллар играет центральную роль, в то время как разногласия по вопросам свободной торговли и политике в виртуальном пространстве осложняют отношения Вашингтона с этими странами, уверенность в долларе потихоньку подтачивается. Можно обратить внимание на то, что спаду на фондовом рынке США в прошлую пятницу не сопутствовал рост курса доллара, обычно становящегося убежищем для инвесторов.

Слишком рано заявлять, что доверие к доллару падает. Но если политики будут делать из ФРС козла отпущения, риск возрастет.

Майкл Кейси для WSJ, перевод Алексея Алексеева