Главный конкурент страховых компаний — это русский «авось», которому не страшен никакой кризис


Недавно я обратил внимание на опрос, проведенный ВЦИОМ в конце сентября 2009-го года. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12528.html?no_cache=1&cHash=bb59594177

Результаты удивительные — получается, что самая главная проблема страхового рынка, это в первую очередь ментальность наших сограждан, а не стабильность страховых компаний или конкурентоспособность тарифов.

Вдумайтесь в эти цифры:

- каждый второй россиянин (53%) не пользуется страховыми услугами! Казалось бы, благодаря введению ОСАГО опыт страхования в России есть теперь у всех автомобилистов. Но им они чаще всего и ограничиваются, да и то, надо признать, не по собственному желанию, а в силу обязательного требования закона. И основной причиной такого «равнодушия» являются не тарифы или недоступность страхования, а отсутствие необходимости, на взгляд потребителя, приобретать страховые услуги. Большинство наших сограждан оценивают возможность наступления страхового случая как 1 из 10, в то время как, например, соседи в Европе, оценивают ее как 4 из 10.

- из всех видов добровольного страхования наибольшей популярностью, как ни странно, пользуется не автокаско, а добровольное пенсионное страхование. Здесь принципиально важно отметить, что данный вид использует каждый 10-й россиянин (каско - каждый 12-й), что в целом тоже не вызывает оптимизма у меня, как у представителя страховой отрасли. Такая статистика говорит о том, что лишь 1 человек из 10 заботится о собственном пенсионном обеспечении добровольно.

- большинство, которое не пользуется никакими добровольными видами страхования, ссылается на полное отсутствие необходимости в этом. Удивительно звучит, но тем не менее факт нашей жизни: «россияне в вопросе подходов к страхованию этакие супермены , обладающие не сгорающим титановым имуществом, не подверженным никакому внешнему воздействию». Вам это заключение кажется абсурдным? Тем не менее, таково реальное отношение к страхованию в нашей стране.

- любопытно также, что наши сограждане мало обращают внимания на проводимые страховщиками рекламные кампании и в большей степени доверяют не устойчивости страховщика или объему его бизнеса, а совету знакомого.

- из опрошенных, не считая уже упомянутых 53%, которым в принципе страхование не интересно, 25% не доверяет вообще ни одной страховой компании и еще 23% считает страховые продукты необоснованно дорогими.

Учитывая такие реалии, страховщикам пока ничего не остается, кроме как изобретать уникальные по своей технологичности каналы дистрибуции страховых продуктов, «вшитые» не только в любые возможные формы других, более востребованных, финансовых инструментов - например, кредитов, но и предложенные потребителю в наиболее естественной для него форме. (Как, например, полис страхования имущества вместе с очередным счетом на оплату коммунальных платежей). Может так, наконец, удастся найти ключ к сердцу потребителя.

Безусловно, кризис наложил отпечаток на потребительское поведение, но его влияние в большей степени сказалось на сокращении объемов выдачи ипотечных, авто- и других форм кредитов. Что же касается изменения в сторону более осознанного выбора со стороны потребителя, до этого нам еще, на мой взгляд, далеко. Русский «авось» - штука сильная, с давними корнями и традициями. «Вдруг проскочим»...

Автор - заместитель гендиректора СК \"Альянс\".