Алан Гринспэн говорит, что он не виноват


Взрыв на финансовых рынках стал логическим завершением двух десятилетий виртуального процветания, низкой инфляции, минимальных процентных ставок, чрезмерно низкой обеспеченности капиталом финансовых посредников и большого кредитного плеча, пишет бывший председатель ФРС Алан Гринспэн в исследовании «Кризис».

Сами по себе низкие процентные ставки ФРС не могли спровоцировать кризис, считает он (при Гринспэне базовая ставка уменьшилась с 6,5% в 2001 г. до 1% в 2003 г.): эйфория не позволила центробанкам и компаниям адекватно оценить риски. Ранее председатель ФРС Бен Бернанке также заявлял, что спусковым крючком кризиса были не низкие процентные ставки ФРС, а рост экзотических финансовых инструментов и низкие стандарты риск-менеджмента.

Виной всему легкие деньги, напечатанные центробанками, которые стимулировали банки разрабатывать все новые продукты, критикует регуляторов Роберт Лихи из Prime Asset Finance. Регуляторы закрывали глаза на фундаментальные события, считает Николай Кащеев из Сбербанка.

Нужно требовать от банков увеличить капитал, чтобы снизить масштаб будущих потрясений, считает Гринспэн, но остановить рост пузырей на рынке активов невозможно, пока человечество ставит на динамичный рост: «Если кто-нибудь придумает способ обезвреживания кредитных пузырей без нанесения удара по росту, это будет прорывом».