Между жадностью и страхом


Три года назад в журнале "Смарт Мани" вышел материал о продаже Оргрэсбанка группе Nordea под заголовком "Между жадностью и страхом". Заголовок правильно описывает ситуацию, с которой сталкивается любой инвестор. Где-то между жадностью и страхом лежит понятие здравого смысла - common sense, как говорят наши иностранные коллеги.

Любые инвесторы, планируя развитие или приобретение бизнеса, в всегда начинает с рисков. Они хотят удостовериться, что здесь тоже есть понятие здравого смысла, и соотнести его со своим. Для этого у крупных международных компаний есть все - методики, инструкции, технологии, опыт и практика.

При этом можно заметить: например, европейские инструкции и директивы носят более общий характер, даже самые четкие определения и формулы допускают поправку на конкретный рассматриваемый вопрос. Такой подход дает возможность оперировать понятием здравого смысла, на его основании приводить аргументы и принимать решения. Нет задачи абсолютно исключить риск, но требуется обосновать его разумность и понимать, как его можно контролировать и управлять им.

Сегодня мы видим, что именно компании и банки с четко работающей системой риск-менеджмента прошли кризис с наименьшими потерями. Например, скандинавы выстроили у себя эту систему после тяжелого кризиса на своем банковском рынке в 90-е годы. Систему, которая не позволила бы им никогда больше оказаться в ситуации выбора между крайностями - жадность или страх.

Рисковикам сложнее всего на бурно развивающемся рынке: их никто не слышит, когда конкуренты растут на 100% в год, а их политика позволяет вырасти только на 30%. Все понимают, что когда-то ситуация на рынке изменится, но никто не знает когда, поэтому надо успеть получить максимальную прибыль. И, конечно, в кризис их слушают все и готовы перестраховываться тысячу раз. Разумная политика - это эффективно работающая система риск-менеджмента именно в период роста бизнеса. При том, что драйвером роста является амбиция руководителя, система риск-менеджмента - его же страховка, но страховка, которая при правильной организации действует не после несчастного случая, а до! Здравый смысл не существует сам по себе, каждый из нас иногда способен мыслить нездраво, поэтому им надо управлять.

Один из базовых принципов системы риск-менеджмента в крупных международных компаниях - несколько уровней принятия решений. Например, решения до суммы Х принимаются локальным менеджментом с учетом возможных рисков. От суммы Y решение согласовывается на уровне блока, в который входят несколько стран, и если уровень 1 поддался искушению принять риск и повысить прибыль, то на следующем уровне это решение будет взвешиваться еще раз. А с суммы Z решение принимается головной компанией, таким образом, если 1 и 2 уровень вместе забыли о страхе, то о нем напомнят здесь. Еще один хорошо известный всем инструмент - разграничение ответственности между бизнесом и риск менеджментом. И затем - принцип единогласного принятия решения: если хоть один человек из числа принимающих решение против, сделка не состоится. И так - на всех трех уровнях.

И в этот момент возникает логичный вопрос - насколько же мощной должна быть корпоративная культура, чтобы в таких условиях люди могли вести конструктивный диалог, аргументировано защищать позицию и добиваться этого "все за"? Чтобы никто не злоупотреблял правом сказать нет? Ведь иначе бизнеса не будет вообще... Разве у нас такое возможно? Конечно, такие культуры строятся не год и не два, но мы постепенно перенимаем и нарабатываем этот опыт. И это, безусловно, отдельная, очень важная тема.

Автор - зампред совета директоров «Нордеа банк».