Финансы
Бесплатный
Наталья Плугарь

У многих банков почти половина долгов «плохие»

В последнее время я сталкиваюсь с распространенным мнением большинства банковских аналитиков о так называемом «развороте провизий» (снижение резервов на возможные потери по ссудам) в российской банковской системе. Это дает им основание говорить о завершении периода накапливания плохих долгов и прогнозировать быстрый рост прибыли на ближайшие годы.

Однако такой позитивный взгляд скорее выдает желаемое за действительное. Особенностью нашего банковского сектора является крайне низкая финансовая и информационная прозрачность, не позволяющая инвесторам, аналитикам и риск-менеджерам достаточно достоверно и своевременно предсказывать возникновение тех или иных негативных тенденций у конкретных банков-эмитентов. Ежемесячная отчетность банков по РСБУ хотя и дает возможность оперативно отслеживать некие изменения, но без глубокого понимания всех тонкостей учета, только вводит инвестора в заблуждение.

Для РСБУ характерны:

- формальные подходы к резервированию в зависимости от условной категории качества ссуды, возможности управления которыми достаточно широки;

- отражение в качестве просрочки только просроченных платежей, а не полной величины кредита, вышедшего на просрочку (удивительно, но большинство участников рынка до сих пор ориентируются именно на эту неполную величину для целей оценки изменения качества кредитного портфеля, притом, что величина проблемного кредита может в разы превышать просроченный платеж);

- формальность подхода к аффилированным заемщикам, что позволяет банкам обходить связанные с этим обязательные нормативы и выводить средства на структуры акционеров банка (за примером далеко ходить не надо: «Глобэкс», «ВЕФК»);

- формальность нормативов ликвидности, легко выправляемых к нужной отчетной дате…

Список можно продолжать достаточно долго, но главный вывод в том, что более или менее объективно оценить состояние банковской системы исходя из данных публикуемой отчетности крайне проблематично. Единственным, кто обладает полным знанием о реальной ситуации в банковской сфере, является Центробанк, однако рассчитывать на его поддержку инвесторам не приходится, о чем свидетельствуют официальные данные о 6-7% просрочки по системе, а также заявления об отсутствии системного риска плохих долгов (притом, что даже международные рейтинговые агентства, обладающие крайне ограниченной информацией, заявляют о вероятном достижении доли плохих долгов 25-30% от всего объема кредитов).

Прояснить ситуацию не могут и стандарты отчетности по МСФО, поскольку, несмотря на всю свою декларируемую объективность, раскрывать или не раскрывать ту или иную информацию каждый банк решает сам.

К сожалению, выводы, к которым я прихожу, изучая доступную инвестору отчетность и прочую информацию, свидетельствуют о том, что даже понимание международных рейтинговых агентств относительно реального объема проблемных долгов может оказаться чересчур оптимистичным. Анализируя обороты по ряду «говорящих» бухгалтерских статей из ежемесячных оборотных ведомостей банков по РСБУ можно вычислить наличие у части банков уже порядка 30-40% проблемных долгов. Причем большая часть таких кредитов в последнее время активно выводится на аффилированные с банками структуры, тем самым позволяя восстанавливать уже созданные банком резервы по старым кредитам, либо не создавать их по новым (фактически плохие кредиты «зашиваются» в «хорошего» заемщика). Активная реструктуризация проблемных долгов также становится отличным способом ухода от необходимости отражения убытков через резервы, причем этот инструмент появился еще в начале 2009г. вместе с дополнительными послаблениями относительно классификации категорий качества кредитов в зависимости от количества дней просрочки.

Именно последствия подобного вывода/реструктуризации активов и «корректировки» отчетности мы и наблюдаем, говоря о текущем «развороте провизий». После анализа всех проведенных послаблений, цифра в 40% проблемных долгов начинает казаться мне даже несколько заниженной.

Для обеспечения защиты прав инвесторов хотелось бы иметь возможность получать дополнительную информацию от банков-эмитентов для оценки их финансового состояния при принятии решений об инвестициях.

Автор - гендиректор \"ВТБ управление активами\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать