Почему нам интересен Почтобанк


Мои коллеги и знакомые в последнее время часто меня спрашивают, почему мы проявили интерес к проекту создания почтового банка. Думаю, такие вопросы могут вызывать более широкий интерес, поэтому попробую на них ответить в блоге, тем более что никаких особых секретов тут нет.

17 февраля на своем сайте Внешэкономбанк разместил извещение о начале приема заявлений от банков, заинтересованных участвовать в создании Почтового банка Российской Федерации (на базе ОАО АКБ «Связь-Банк» с участием ФГУП «Почта России»). Даже поверхностный анализ ситуации показывает, что развитие банковской деятельности в партнерстве с Почтой России, обладающей самой крупной в стране розничной сетью (около 42 тысяч подразделений), может оказаться достаточно масштабным проектом, аналогов которому раньше не было и в будущем может не предвидеться. Однако в то же время в открытых источниках содержится крайне мало сведений для того, чтобы оценить общий замысел проекта, его параметры, возможности, перспективы, риски. При этом среди перечисленных требований к интересантам были такие как «готовность к финансовому участию в капитале Почтового банка» и «наличие предложений по бизнес-стратегии Почтового банка». Судя по тому, что говорилось и писалось, общая цена вопроса может быть велика. Назывались цифры и в 1,5 млрд евро, и более. Не имея существенной информации о планируемом предприятии, было бы странно выражать «готовность к финансовому участию в капитале» на такие суммы. Точно так же трудно давать «предложения по бизнес-стратегии», не представляя, о чем идет речь.

К сожалению, извещение о приеме заявлений от заинтересованных организаций было сформулировано в таком виде, что само по себе в некоторой степени снижало интерес к участию партнеров с консервативным, серьезным подходом. Ясно, что солидные предложения по бизнес-стратегии за месяц, что был отведен на раздумья и подготовку всех документов, подготовить нельзя. Хорошая стратегия пишется минимум 3-4 месяца, а то и год. Если же говорить о крупных кредитных организациях, тем более - международных, то принятие решения даже о простом обозначении интереса к столь масштабному мероприятию, тем более с немалыми финансовыми обязательствами, может потребовать только на его согласование несколько месяцев. Вот это объективно делает принятие решения весьма непростым. С одной стороны, вроде с формальной точки зрения претензии в организации тендера предъявлять трудно. С другой – как-то не все до конца понятно. А возможности проекта не позволяют просто так от него отмахнуться, тем более, организации, вступившей в очередной период пятилетнего стратегического планирования, и в любом случае предполагающей рассмотреть разные варианты развития своей розничной банковской деятельности.

В итоге, посоветовавшись с коллегами, мы решили провести «разведку боем», то есть обозначить интерес к изучению и проработке вопроса в общем виде, подчеркнув, что изначально не готовы принимать на себя какие-либо обязательства по инвестициям до того момента, когда мы будем представлять хотя бы в общих чертах экономику всего дела. Такой подход давал возможность, с одной стороны, получить необходимую информацию и время на проработку вопроса, а, с другой стороны, позволял не упустить некий шанс поучаствовать в масштабном мероприятии, если оно вдруг окажется интересным. Такова была наша логика и я думаю, ее можно понять. А будущее покажет, что к чему.

Автор - председатель правления, Юникредит банк.