О чем принято говорить у скандинавских банкиров


Самой жесткой фразой, которую нам довелось услышать за время совместной работы со скандинавскими коллегами, была "Просим вас еще раз проанализировать этот вопрос". Притом, что за три года мы провели в дискуссиях и спорах сотни часов, и часто далеко не сразу удавалось донести и отстоять свою позицию.

Культура современного цивилизованного бизнеса – это культура диалога, построенная на признании ценности каждой личности и желании услышать каждый голос.

Есть, в том числе и на Западе, и другие примеры, когда в основе корпоративной культуры - не личность, а функция. Если сотрудник не соответствует функции, то компания предпочитает его заменить, а не развивать или использовать его сильные стороны. Каждый год для оценки сотрудников проводятся аттестации, и определенный процент самых слабых подлежит увольнению в любом случае - так, для "обновления крови".

Nordea уже много лет проводит процедуру диалога руководителя с сотрудником. Она так и называется "Диалог о результатах деятельности и развитии". Руководители приглашают своих сотрудников на индивидуальные встречи обсудить, как прошел год, каковы его результаты, какие были достижения и трудности, как сотрудник сам оценивает свою деятельность, окружение, отношения с коллегами и руководителем, каковы планы на будущий год. Задача – достичь согласия в том, что было сделано отлично, что могло бы быть лучше и как добиться этого «лучше», услышать пожелания сотрудника, определить его точки роста, наметить программу развития.

Эта встреча руководителя с подчиненным отличается от аттестации тем, что она по природе своей субьектно-субьектный диалог, в котором участвуют два человека, оба слушают, задают вопросы, отвечают. При этом руководитель любого ранга участвует в процедуре и как начальник, и как подчиненный, модель поведения в диалоге задается первым лицом кампании и далее транслируется на всех уровнях.

Может возникнуть вопрос - зачем проводить такие встречи, если каждый день мы общаемся со своими подчиненными и, кажется, знаем о них все – об их семье, детях, увлечениях... Но в реальной жизни, как правило, ситуацию сотрудника мы готовы обсуждать, только если случается что-то чрезвычайное. А во время проведения Диалога поговорить от том, что волнует – положено. Тогда и руководитель, и сотрудник готовятся к этому, намечают все важное, что нужно обсудить, что устраивает в работе, что нет, и для этого существует специально обозначенное время, когда все понимают, что обсуждение уместно. Многим, например, сложно задать вопрос о повышении зарплаты или продвижении по службе. Диалог предназначен для того, чтобы обсудить, в частности, и эти темы, сейчас они своевременны и руководитель готов выслушать пожелания.

Это лишь один из многих способов с помощью которых в отношениях компании со своими сотрудниками создается атмосфера взаимопонимания и психологического комфорта, снижается уровень стресса, что, безусловно, положительно влияет на эффективность работы каждого как сотрудника, так и организации в целом. Базовым же в этом вопросе, да и не только в этом, является наличие провозглашенных и принятых всеми ценностей компании.

Автор - зампред совета директоров «Нордеа банк».