Чтобы больше успевать, нужно меньше работать


Мне часто доводилось слышать противоположные точки зрения относительно того, сколько нужно работать.

Автор - член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка.

Одни мои коллеги и знакомые уверяли, что работать нужно строго от девяти до шести, а те из сотрудников, кто остаётся после шести, попросту неэффективны, поскольку плохо планируют своё рабочее время. Эти мои знакомые гордятся тем, что приходят на работу без опоздания, на обед тратят равно полчаса или 45 минут – в соответствии с трудовым договором и ни минутой больше, и уходят равно в шесть, дождавшись, когда стрелки часов, радостно, как близнецы из «Алисы в стране чудес», укажут в противоположные стороны.

Другие – среди них больше руководителей – напротив, считают, что работать можно и нужно много. К примеру, недавно я встречался с владельцем и генеральным директором одной компании, более двадцати лет успешно работающей на рынке. Он поразил меня своим задором, сообщив, что на восемь часов вечера назначил рабочий ужин с руководителями филиалов, загодя вызванными на совещание в столицу, а в субботу – запланировал посетить N-ский филиал, где собирается устроить нагоняй местной команде, плохо продающей локомотивный продукт компании.

Первые категоричны в нежелании замечать, что не всякую работу можно перестать выполнять равно в шесть вечера, и уходят домой, тогда как их коллеги продолжают трудиться не разгибаясь. Вторые – не менее категоричны в том, что подчас не допускают и малейшего права подчинённых на личную жизнь и увлечения.

А ещё я несколько раз замечал, как работа норовит занять всё свободное время. Бывало отменялось вечернее мероприятие, и я засиживался в офисе до десяти часов, был неистово занят, но, проанализировав на другой день сделанное, приходил к выводу, что часть дел можно было с успехом делегировать, часть – перенести, а часть – вовсе не делать.

Как найти золотую середину - правильный баланс между работой и общением с семьёй, друзьями и просто отдыхом? Нужно ли поощрять сотрудников, остающихся допоздна на работе? Нужно ли самому работать в выходные? Имеет ли руководитель право на личные увлечения? Работать нельзя отдыхать – какие знаки препинания поставить?

Практика успешных топ-менеджеров показывает, что руководитель может и должен оставаться многогранным человеком. Великий Суворов, не проигравший за всю жизнь ни одного сражения, смиренно пел на церковном клиросе. Суровый Черчилль писал в Италии картины маслом, и весьма в этом преуспел – картины показывают на выставках. Руководитель должен находить время на свою семью и воспитывать детей. Какой пример может показать сотрудникам руководитель, плохо воспитавший своих детей? Руководитель должен общаться с разными людьми – чтобы лучше чувствовать пульс времени. Хорошо, к примеру, если среди друзей финансиста – математик, спортсмен, врач, биолог, в конце концов.

Таким образом, я пришёл к парадоксальному заключению – чтобы больше успевать, нужно меньше работать. Нужно стараться ограничивать себя временными рамками, выделяя только самые важные дела. Питер Друкер советовал в первую очередь делать всё самое важное, а менее важное вовсе не делать, иначе не успеешь ничего. Нужно так распределять дела по всей неделе, не забывая и о выходных, чтобы ни одна из граней жизни руководителя не осталась забытой, пыльной – встречи с клиентами и партнёрами, разговоры с сотрудниками, командировки, семейные дела и дружеские посиделки. Нет никакой проблемы в том, чтобы, проведя несколько часов с деловым партнёром, взять пачку документов домой и поработать над ними в выходные, пока дети спят или делают уроки.

Может, кто-то из коллег осудит вас за неэффективность и неспособность выполнять все задачи в рабочее, установленное для этого время. Но с вами останутся плоды – благодарность партнёра, любовь семьи и хорошо обдуманные задачи.