ЦБ не допустит повторения ситуации осени 2008 г.


Обострение европейских долговых проблем имело весьма заметные последствия для российского рынка – на прошлой неделе мы наблюдали всплески паники на валютном и фондовом рынке, которые во многом напоминали развитие ситуации осенью 2008 г., когда мир находился на пороге глобального финансового кризиса. Несмотря на временное затишье, наступившее после масштабных действий ЕЦБ и европейских правительств, нельзя исключать нового витка проблем на рынках, которые опять могут ударить по России, в том числе через финансовую систему. Однако можно весьма уверенно констатировать тот факт, что в своем текущем состоянии российская банковская система готова к тому, чтобы выдержать нынешний глобальный шторм гораздо лучше, чем в 2008 г.

Восстанавливая цепочку событий второй половины 2008 г., можно сделать вывод о том, что основная волна проблем пришла в Россию с мировых рынков капитала. И удар по рынку акций с точки зрения долгосрочных последствий был далеко не самым страшным – существенно важнее было то, что рубль стал инструментом масштабной спекулятивной игры. Большинство банков осенью накопили огромные спекулятивные позиции в долларах, логичным образом реагируя на политику пошагового расширения валютного коридора. Общая нервозность на внешнем рынке, падение рубля и "догоняющая" реакция российских властей на происходящие события, дополняя друг друга, привели к масштабной дестабилизации финансовой системы, которая выразилась в серьезном росте ставок, прекращении кредитования и общем кризисе доверия.

Хотя некоторые из событий мая 2010 г. (паническое падение рынков, рост доллара и общая нервозность на рынке) могут во многом напомнить ситуацию осени 2008 г., на мой взгляд, есть достаточно причин для того, чтобы сохранять оптимистический взгляд на стабильность российской банковской системы. Эта уверенность главным образом основывается на том факте, что российские денежные власти, очевидно, вынесли главный урок прошлой волны кризиса – в случае любого обострения ситуации главным средством оперативного реагирования является накачивание финансовой системы ликвидностью. Ведь хотя сейчас банки не используют механизмы привлечения ресурсов от Центробанка, регулятор поддерживает в рабочем состоянии все каналы предоставления ликвидности (беззалоговое кредитование, репо и т. п.). Более того, ЦБ сейчас гораздо более эффективно управляет и процентными ставками на денежном рынке, и самим состоянием рынка, в том числе через механизмы компенсационных соглашений.

Сами банки в нынешних условиях тоже находятся в существенно более комфортной ситуации с ликвидностью – население продолжает активно наращивать депозиты, большинство внешних обязательств, погашающихся в ближайшее время, выкуплены самими банками в ходе кризиса со значительной прибылью. А главное – население, наученное горьким опытом скупки долларов в ходе кризиса, пока отдает предпочтение национальной валюте. Отсутствие нервозности, схожей с ситуацией сентября - октября 2008 г. подтверждается тем фактом, что ставки внутреннего межбанковского рынка не демонстрируют никакой реакции на греческие проблемы.

В целом картина складывается весьма идиллическая, но, как обычно, источником проблем может стать непредсказуемость сырьевых рынков. Ведь при значительном падении цен на нефть мы опять можем столкнуться с агрессивными спекуляциями против рубля. Однако не стоит забывать, что в 2008 г. именно ЦБ за счет своих кредитов профинансировал масштабную скупку валюты банками и лишь потом, когда ситуация начала выходить за границы разумного, начал осаживать банки, запрещая наращивать валютные позиции. Поэтому можно утверждать, что с учетом совсем недавнего опыта ЦБ будет иметь очень высокую степень влияния на валютный рынок, а следовательно, на ликвидность. И арсенал имеющихся в распоряжении регулятора мер позволяет полностью управлять ситуацией. Так что есть все причины сохранять оптимизм – и при этом внимательно следить за действиями ЦБ.

Автор - аналитик \"Ренессанс капитала\".