На кредитование влияют фондовый рынок и СМИ


Примечательно складывается ежедневная информационная канва вокруг нашего фондового рынка. Утро, как правило, начинается так: "Вслед за позитивной динамикой в Азии российские площадки открылись уверенным ростом…" (вариант: вслед за азиатскими площадками медвежьи настроения добрались и до России). Потом подключается новая тема – открывается Европа: если там хорошо – и у нас растет. К середине сессии все нервно ждут "статистику из США". И как часто бывает, весь наш дневной рост "схлопывается" от какого-нибудь американского сюрприза: то безработица у них оказалась выше, чем ожидалось, то запасы мазута выросли…

Вы спросите: "При чем здесь кредитование?" Да просто векторы ожиданий похожи. Так же, как главные факторы биржевого роста находятся за пределами России, так и потенциальные корпоративные заемщики в России склонны больше доверять "ветрам перемен", которые должны прийти "из-за бугра".

На перспективы внутреннего спроса, похоже, махнули рукой: сколько можно – уже почти два года прошло, как мы перестали быть "тихой гаванью", уже столько было сказано про необходимость изменения модели развития, про модернизацию, а по сути ничего пока не меняется. А раз не меняется, то и с развитием бизнеса можно повременить.

А откуда такие настроения? Премьер вот говорит, что в авиастроении много делается, атомная энергетика тоже в центре внимания, в наукоградах, вроде бы, происходит накопление потенциала. Но на тенденции коммерческого кредитования, шире – на общий настрой бизнеса и населения это пока не сильно влияет.

Несмотря на остающиеся вопросы проблемной задолженности многие банки были бы рады дать деньги в хорошие руки, но очереди желающих не видно. Все затаились, не совсем понимая, "что день грядущий нам готовит", а главное – что там у них в мировых финансовых центрах? Очевидно, есть и другие способы формирования общественного мнения, наряду с регулярными выступлениями премьера и президента.

В этой связи полезно еще раз взглянуть на контент наших СМИ. Последнее время любой ТВ-канал или FM-станция считают делом чести иметь "блок экономических новостей". Наверно, об экономике, действительно, нужно говорить не только в специализированных программах, но и в диалоге с "широкими слоями населения". Но о чем там говорят? Да, о том же – "Как закрылась Азия? Устоит ли Греция? Что решит ФРС?" Но этого ли ждут те, кто живет далеко от азиатских и европейских "площадок" и кому интереснее было бы узнать, какая доля современной бытовой электроники известных мировых брендов собирается в России, как развивается производство собственной мясо-молочной продукции или той же электроники, появились ли уже качественные дома российского производства по доступной цене? Движения финансовых инструментов в режиме реального времени интересны профессионалам, но у нас есть каналы получения такой информации помимо радио в машине.

А вот если общедоступные СМИ обратят больше внимания на то, что происходит в собственной стране, потрудятся не только заглянуть в биржевые сводки, но и нацелятся на освещение пусть пока незначительного, но все-таки имеющегося позитива в российской экономике, то это, может быть, добавит решимости нашему бизнесу искать точки роста внутри страны, а не ждать чужеземных ветров перемен. И уйдут причины повторять как мантру "вот китайцы – молодцы: изыскали внутренние резервы роста, не то, что мы". Ведь мантры влияют на разум, а через него – и на материю, не так ли?

Автор - председатель правления, Юникредит банк.