Привычка страховаться зависит от самих страховщиков


Излюбленный конёк большинства страховщиков при разговоре о причинах, тормозящих развитие рынка – страховая неграмотность россиян или их низкая страховая культура. И, как правило, многие игроки рынка связывают свои надежды с внедрением новых видов обязательного страхования, мотивируя это тем, что только так можно выработать у россиян устойчивую привычку страховаться.

Сразу оговорюсь, что я отнюдь не против введения новых видов обязательного страхования. Безусловно, существует ряд рисков и видов ответственности, которые, на мой взгляд, нуждаются в обязательном страховании. Например, это ответственность владельцев опасных производственных объектов или производителей за качество товаров и услуг. Но, считаю, что нам пора пересмотреть свое отношение к другим не менее значимым причинам столь низкой востребованности страховых услуг в нашей стране.

Почему же мы так недооцениваем своих потенциальных клиентов, дружно обвиняя их в неграмотности, и путая причины со следствием? А может быть, мы сами, страховщики, пока до конца не смогли создать необходимых условий для изменения отношения к нашим услугам? И те же обязательные виды зачастую рождают негатив у страхователей, хотя в некоторых случаях способны оказать серьезное влияние на дальнейший выбор страхования в качестве надежного инструмента финансовой защиты от возможных рисков.

Из недавнего опроса Profi Online Research, в котором участвовали 7100 жителей 13-ти крупнейших городов страны в возрасте от 21 до 55 лет, следует, что 71% респондентов выбирает страховую компанию по скорости урегулирования убытков при наступлении страхового случая. И лишь 5% мотивирует свой выбор тем, что компания привлекла рекламным акциями. А это уже говорит о том, что люди подходят к выбору страховщика осознанно, а не руководствуются эмоциональными порывами, вызванными благостными рекламными обещаниями.

На мой взгляд, этот факт иллюстрирует рост уровня этой самой, пресловутой, страховой культуры наших граждан, то есть мы уже можем говорить о страхователях, имеющих опыт общения со страховой компанией и использования ее услуг. И наша задача сделать все возможное, чтобы этот опыт стал позитивным и послужил толчком к последующему обращению населения за страховой защитой.

Даже в том случае, когда страховая компания на законном основании не выплачивает возмещение ущерба по причине неверно соблюденных либо не до конца понятых страхователем условий договора, сталкиваясь при этом с волной негатива в свой адрес, то виновата в этом, как правило, она сама. Страховщикам нужно заботиться не только о совершенствовании программ, повышении качества и скорости обслуживания клиентов, но и стремиться еще на стадии заключения договоров подробно разъяснять им все условия и нюансы. Так можно выстроить доверительные и равноправные взаимоотношения между страхователем и страховщиком не только при продаже полиса, но и в тот момент, когда произойдет страховое событие.

Такой подход будет способствовать только позитивным изменениям в отношении россиян как к отдельно взятым страховым компаниям, так и к отрасли в целом. В конечном счете, общими усилиями мы сможем добиться того, что страхование в России станет неотъемлемой частью повседневной жизни и займет заслуженное место в списке эффективных способов управления рисками.

Автор - заместитель гендиректора страховой группы «Уралсиб».