Финансовая полиция лишит рынок свободы


Меры, объявленные на этой неделе руководством Германии, ограничат возможности участников финансового рынка зарабатывать на обострениях кризиса доверия к политическим и денежным властям стран еврозоны. Что это: временный технический шаг или начало серьезных реформ рыночного законодательства и «крестового похода против спекулянтов», к которому призывали многие европейские политики с 2008 г.?

Сами по себе ограничения на продажи финансовых активов «без покрытия», или «шорты́» не являются оригинальными. Такие ограничения нередко вводятся правительствами в кризисных рыночных ситуациях. В некоторых странах – например, Испании - они действуют на постоянной основе уже многие десятки лет. Удивило то, что Германия сделала такой шаг в одиночку. Стало очевидно: у руководства 16 стран еврозоны до сих пор нет единого мнения по стратегии борьбы с кризисом и регулированию рынков. Германия делает первый шаг в надежде на то, что другие страны за ней последуют.

Этот шаг чем-то напоминает поступок Кристофера Додда, американского сенатора-демократа, который в марте этого года, в самый разгар безрезультатной полемики с республиканцами по вопросам реформирования финансовой системы США, вынес на обсуждение конгресса заведомо непроходную версию законопроекта. Потребность в реформе рыночного регулирования финансовых рынков была настолько очевидна, что надо было хоть с чего-то начинать.

Опыт последних двух лет серьезно напугал руководителей и законодателей всех стран G20. Откуда ни возьмись появилась страшная и могущественная сила под названием Финансовый рынок, которая заставляет их капитулировать и идти на невиданные уступки банкам, компаниям и крупным инвесторам под угрозой полного коллапса мировой экономики. Если главу полиции в собственном городе заставляют отдать кошелек под дулом пистолета, то его первая реакция очевидна: кошелек надо отдать, чтобы отпустили. Понятны и дальнейшие действия этого полицейского…

По аналогии в ближайшие два года мы станем свидетелями регуляторной атаки на рыночных участников и рыночные институты. Степень силы этой атаки в разных странах будет неоднородна. Трудно предсказать, что станет с рыночными ограничениями в Европе; каким на выходе будет законопроект Додда; смогут ли правительства крупнейших стран гармонизировать свои законодательства, чтобы не допустить регуляторного арбитража.

Одно можно сказать точно: такой свободы у рыночных игроков, как в последние 5–10 лет, уже не будет никогда.

Автор - президент и управляющий партнер United Capital Partners.