На здоровье негде тратить


Недавно "Ведомости" опубликовали статистику Росстата – доля бедных россиян устойчиво падает. Но происходит это за счет помощи госбюджета. 10% населения страны – хронически бедные, 20% – средний класс и 70% – неопределившиеся, которым и помогает государство. При этом помощь государства – это "быстрые" деньги в виде индексации пенсий, пособий по безработице, а не в виде долгосрочных инвестиций в развитие инфраструктуры с целью снижения, например, стоимости электроэнергии, проезда в автобусе или приема у врача в платном отделении поликлиники.

Насколько эта проблема касается каждого я понял, побывав недавно в Самаре на открытии нашей медицинской клиники. Самарская область – среднестатистический российский регион, не Краснодарский край, конечно, но и не Ямал. Средний уровень заработной платы в регионе - 15 000 рублей, при этом у врачей скорой помощи с соответствующей категорией оклад составляет 1800 рублей, у начинающих – 1200 рублей, специалист в стационаре получает чуть больше – 5000-7000 рублей, укомплектованность кадрами местных лечебных учреждений составляет в среднем 70%.

Год назад Самару потряс громкий судебный процесс – доктора-педиатра обвиняли в халатности, приведшей к смерти ребенка. Врач вовремя не диагностировал черепно-мозговую травму и ребенок умер. Выяснилось, что педиатр не спал трое (!) суток, так как из-за нехватки врачей был вынужден работать несколько смен подряд. Кроме того, больничный томограф, без которого невозможно поставить диагноз, не работал.

К чему я это рассказываю? Кризис мы вроде бы преодолели, бедным правительство помогло – а что будет завтра, в более "стабильные" времена? В регионах ситуация с ключевым направлением "социального пакета" россиянина – бесплатным, да и платным, что скрывать – медицинским обслуживанием точно не улучшается. Основная проблема – нехватка кадров, а уже потом – современного оборудования и больничных мест.

Низкая зарплата, отсутствие ведомственного жилья, дополнительных мотивационных инструментов и программ переподготовки не оставляют выпускникам региональных медицинских ВУЗов другого выбора кроме как пытаться пробиться в коммерческую клинику крупного города. Все идет к тому, что и малообеспеченных слоев населения и у среднего класса не будет возможности обратиться за помощью в медучреждения. Федеральные больницы, в силу нехватки кадров, физически не смогут принять всех желающих, а коммерческих на всех не хватит.

Многие искренне считают, что сегодня есть универсальный рецепт спасения любой отрасли (от строительства до нанотехнологий) – это государственно-частное партнерство. Нюанс медицины в том, что частный инвестор сегодня не может в федеральном масштабе предложить альтернативу государственным многопрофильным клиникам - не говорим сейчас о стоматологии или эстетической медицине - уровень вложений колоссален, сроки окупаемости, с учетом подготовки кадров – десятилетия. При этом методики обучения нынешних поколений врачей разрабатывались в 70-е гг., и технологический уровень учебного оборудования соответствующий. Привлекая в клиники выпускников, мы вынуждены заново учить их работать на новом оборудовании, по 8-10 месяцев знакомить с новыми технологиями диагностики и лечения заболеваний.

В итоге доходы населения вроде бы индексируются, растут, а возможности тратить деньги на здоровье нет. То есть квалифицированная помощь для среднего класса - только в платных клиниках, для менее обеспеченных вариантов не много – воспользоваться услугами знахарок и прочих шарлатанов, бежать к соседу-доктору или ждать открытия частных клиник с низкими ценами. Последнее – пока из разряда фантастики.

Автор - гендиректор \"Альфастрахование-Жизнь\".