У ЦБ были данные о кризисной ситуации в банках, но он не смог их распознать

ЦБ загодя имел сведения о проблемах в банках, приостановивших платежи осенью 2008 г., признал зампред Михаил Сенаторов. Но распознать сложности не мог – у регулятора не было системы сбора и анализа данных

Огромных кредитов коммерческим банкам можно было избежать, если бы в начале 2008 г. у Центробанка была ИТ-система сбора и анализа данных, заявил зампред ЦБ Михаил Сенаторов. Он выступал на конференции агентства CNews, которое и распространило слова Сенаторова.

Осенью 2008 г. лишились владельца или лицензий несколько десятков банков. Среди крупнейших – «Глобэкс», Связь-банк, «КИТ финанс», ВЕФК, Собинбанк, «Союз».

«Если посмотреть, как развивалась динамика падения этих банков, то уже на начальных этапах 2008 г. была видна их неустойчивость. Но эта информация не была доступна, потому что она была разрознена, – приводятся высказывания Сенаторова. – Мы начали анализировать постфактум и собирать данные по тем банкам, которым оказывалась экономическая помощь. И увидели, что существует много фактов, которые дали бы возможность провести упреждающие действия до того момента, когда нужно было вливать огромное количество денег».

К 2009 г. объем задолженности российских банков перед ЦБ превышал 3 трлн руб. Сейчас он меньше 650 млрд руб. Произошли необходимые изменения и в ЦБ, сбор и обобщение таких данных стали важным направлением, приводятся слова Сенаторова.

Связаться с ним самим и получить комментарии в ЦБ в выходные не удалось. Гендиректор группы «Армада» Алексей Кузовкин, слушавший выступление Сенаторова, подтвердил его высказывания.

Возможно, Сенаторов имел в виду систему, когда информация об одном банке проверяется через данные другого банка, выступающего контрагентом по той или иной сделке, рассуждает член Национального банковского совета Павел Медведев. Сам Медведев не усматривает существенной вины ЦБ в событиях 2008 г.