Призрак "второго" дна рецессии пугает инвесторов


В мае на долю рынков выпали тяжелые испытания. К обострившимся долговым проблемам европейских стран добавилось беспокойство относительно возможного замедления роста в Китае, и перед инвесторами вновь замаячил призрак W-образной рецессии, что привело к снижению цен сырьевых товаров и рискованных активов.

Нефть подешевела на 12%, столько же потерял российский фондовый рынок: его участников испугала перспектива возвращения цены нефти к $50 за баррель. Особенно сильно - на 21% - снизился индекс акций предприятий черной металлургии; меньше других, подтверждая свой статус защитных активов, подешевели бумаги компаний в золотодобывающем и потребительском секторах. Из событий внутриэкономических наибольшую тревогу вызвало выступление министра финансов Алексея Кудрина, заявившего, что теперь бюджет балансируется лишь при цене нефти в $95 за баррель. Тем временем премьер-министр Владимир Путин придал новый импульс дискуссии о тарифах на электроэнергию и ценах на продукцию черной металлургии, призвав производителей к сдержанности.

В периоды неопределенности российский фондовый рынок целиком зависит от цен на нефть, а значит, от внешних факторов, влияющих на состояние сырьевых рынков и мировой экономики. Наш базовый сценарий по-прежнему предусматривает, что основные европейские державы и надгосударственные органы продолжат принимать меры к укреплению еврозоны, и что рост мировой экономики будет ускоряться. В этих условиях цена нефти вряд ли будет падать, так что в итоге российский рынок может, освободившись от нефтяных пут, продемонстрировать опережающий рост благодаря низкой задолженности и большому потенциалу роста отечественной экономики. Само по себе ослабление европейской валюты ей не вредит.

В евро номинирован преимущественно российский импорт, тогда как свои экспортные товары Россия продает за доллары, причем двигателем роста экспорта является увеличивающийся спрос со стороны не европейских, а азиатских экономик. Таким образом, ослабление евро будет иметь скорее положительные последствия для торгового баланса России.

Ближайшие перспективы, однако, очень туманны: долговые проблемы в Европе и ужесточение кредитно-денежной политики в Китае, которое могло бы иметь нежелательные последствия для мировой экономики, заставляют инвесторов не на шутку опасаться «второго дна» рецессии. Мы считаем, что при цене нефти в $50 за баррель значение индекса РТС будет составлять 900-1000 пунктов, обменный курс будет находиться на уровне 36 руб./$, а дефицит бюджета будет равен 8-9% ВВП.

Однако если мировой экономике все же удастся показать рост в 4-5%, то геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и ситуация вокруг BP будут способствовать сохранению высоких цен на нефть, которые поддержат российский рынок. Привлекательность России не только в том, что это крупнейший после стран Ближнего Востока экспортер нефти, но и в наличии сухопутных месторождений нефти с относительно низкой себестоимостью добычи. Тем не менее неопределенность, имеющая теперь не только европейскую, но и китайскую составляющую, обещает, что лето будет волатильным, и в ближайшее время мы не ждем от российского рынка значительного роста.

Автор - главный стратег Citigroup в России.