Что изменится для ПИФов с 1 июля


C июля 2010 г. управляющие компании получат право добавлять в портфели ПИФов фьючерсы и опционы. С одной стороны, это расширит возможности управляющих и будет способствовать дальнейшему развитию рынка производных инструментов (деривативов). С другой стороны, нужно отдавать себе отчет в том, что одно только наличие в портфеле фонда производных или декларация управляющего о намерении работать с ними совершенно не означает, что фонд станет показывать лучшие результаты.

Задачи, для решения которых управляющие могут включать в портфели производные инструменты, тоже могут быть разными. Это может быть получение сверхдоходности (ценой сверхриска) или, наоборот, дополнительный контроль и снижение рисков.

В классических паевых фондах производные разрешено использовать только для снижения риска, и это разумно. Агрессивные стратегии в данном случае неоправданно опасны, поскольку ошибка управляющего обошлась бы пайщикам очень дорого. Как бы ни были заинтересованы инвесторы в активном управлении портфелем и значительном «обыгрывании» рынка, нельзя забывать, что результаты фонда будут сравниваться с широким рынком, и вы никогда не сможете объяснить пайщикам, почему при росте рынка, скажем, на 30% ваш фонд показал только 5%.

Здесь возникает вопрос – станут ли пайщики жертвовать доходностью ради снижения рисков, при том, что 80% денег, вложенных в открытые фонды, находятся в фондах акций и смешанных фондах? Мне кажется, нет. Соответственно, и не стоит ждать какого-то серьезного «прорыва» после того, как ПИФы смогут покупать производные.

Если говорить о рискованных деривативных стратегиях, ими могли бы заинтересоваться состоятельные инвесторы, ориентированные на доходность значительно выше рынка и осознанно готовые принять высокий риск. Для них должны существовать соответствующие инструменты, скорее всего стратегии ДУ, в том числе с использованием сырьевых производных, экзотических опционов, спрэдов и их сочетаний. На начальном этапе объем таких денег не будет значимым для рынка, так как они уже пользуются услугами оффшорных хедж-фондов.

На мой взгляд, действительно интересными деривативы могут быть для крупных частных и институциональных инвесторов, в первую очередь для хеджирования рыночных и валютных рисков. В последнее время все больше инвесторов начинают задумываться о валютном риске и валютной диверсификации, о стратегиях с защитой или гарантией капитала, и здесь можно реализовать возможности производных инструментов.

В заключение хотелось бы отметить, что ввод новых инструментов или расширение инвестиционных границ для уже существующих продуктов – это всегда хорошо, но важно также правильно доводить до сведения потенциальных инвесторов суть создаваемого инвестиционного продукта. К примеру, российскому рынку ПИФов уже почти 15 лет, однако ни российские инвесторы, даже самые опытные, ни финансовая пресса не делает различий между разными типами фондов. Читая в газете или в интернет очередной рейтинг, скажем, фондов акций, мы не увидим никакой информации о том, что это за фонд акций – фонд роста или стоимости, фонд широкого рынка или концентрированный, бенчмарк-ориентированный или нацеленный на абсолютную доходность. Между тем, сравнивать фонды разных типов между собой почти настолько же бессмысленно, как, например, сравнивать фонды акций США с фондами акций развивающихся рынков.

Хотелось бы верить, что деривативы послужат в том числе и катализатором создания системы ранжирования фондов по стратегиям.

Автор - управляющий директор по работе с ключевыми клиентами \"Дойче банка\".