Осторожность работающих на финансовом рынке должна вырасти


2 июля Государственная дума приняла очень важный закон о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Существенное событие, но, что интересно, не единственное, благодаря которому конец июня-начало июля запомнятся в истории российского финансового рынка.

Читая новости в газетах и информагентствах, я вдруг вспомнил, что 14 лет назад, 1 июля 1996 г., были подписаны два президентских указа: о концепции развития рынка ценных бумаг и о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, ставшей самостоятельным органом исполнительной власти. В этой связи 5 июля 1996 г. «Коммерсант» писал: «Однако надежды на либерализм комиссии весьма слабы. Достаточно обратить внимание на перечень основных направлений развития правовой базы рынка ценных бумаг. Наиболее часто встречаемое словосочетание — "ужесточение требований". Например, лицензированию и сертификации будут подвергаться все виды деятельности на фондовом рынке, даже инвестиционный консалтинг». Как в воду глядели!

Спустя восемь лет, 30 июня 2004 г. тема регулирования рынка была продолжена постановлением правительства, которое утвердило положение о ФСФР, «наследницы и продолжательницы» дела ФКЦБ... И «требования ужесточаются»: с 1 июля 2010 г. вступили в силу новые существенно более высокие нормативы собственных средств участников рынка. А вот «инвестиционный консалтинг» так пока и не лицензируется.

Судя по газетам от 2 июля 1997 г., ЦБ, ФКЦБ и Минфин обсуждали концепцию депозитарной деятельности, одним из существенных пунктов которой был и вопрос о создании центрального депозитария. А вот уже через год, 2 июля 1998 г., стало известно о спорах между ФКЦБ и Комитетом по товарным биржам (КТБ) при Государственном антимонопольном комитете по поводу слияния Российской биржи и Московской фондовой биржи, начавших сотрудничать на ниве срочного рынка. Ровно через год после этих событий было объявлено о подписании между ММВБ и РТС "Меморандума о сотрудничестве в целях создания открытой и высокоэффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг России". То есть тема консолидации нашей биржевой и учетной инфраструктуры появилась уже больше, чем десять лет назад.

В пятницу 29 июня 2001 г. по техническим причинам «завис» NASDAQ, а через два года в июле 2003 г. РТС определила новый порядок приостановки торгов. Сообщения о том и о другом событии были опубликованы 2 июля 2001 г. и 2003 г. соответственно. Кто бы тогда знал, что 29 июня 2010 г. ФСФР оштрафует РТС за нарушение порядка информирования о приостановках торгов в результате технических сбоев.

Что же касается собственно вопросов манипулирования рынком, то так распорядилась история, что ровно два года назад ФСФР признала факт манипулирования рынком работниками компании «Ричброкерсервис». «ФСФР нашла манипуляторов» сообщили 2 июля 2008 г. «Ведомости». Это было второе такое решение службы за всю ее историю, но первое в отношении физических лиц. Кстати, уличенные в манипуляциях граждане подали против ФСФР иск в суд и проиграли его.

К каким (и в отношении кого) решениям приведет только что принятый «профильный закон», можно лишь гадать. Но очевидно, что правовая база для таких решений существенно укрепляется, а осторожность и предусмотрительность всех, кто имеет отношение к финансовому рынку, должна вырасти.

Были, конечно, и другие события, которые уже стали историей. Вместе с тем, даже эти исторические параллели с днем сегодняшнем скорее подтверждают движение в правильном направлении, чем задают какой-то иной вектор.

Автор - руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, vmilovidov.lj.ru.