Статья опубликована в № 2650 от 20.07.2010 под заголовком: Налоговая гавань

Правительство готовит судостроителям налоговую гавань

Минпромторг и Минтранс придумали, как помочь российским судостроителям. Отрасли надо предоставить беспреце-дентные налоговые льготы. Правительство не против
Без льгот российские верфи обречены, уверены в Минпромторге и Минтрансе
Е. Кузьмина
Нуждаются в пополнении

Российский гражданский флот нуждается в пополнении: с 1990 г. число грузовых судов в речных пароходствах сократилось в 4 раза, пассажирских – в 2 раза. Средний возраст речных судов – 30 лет при рекомендуемом сроке безопасной эксплуатации для нефтеналивного флота – 20 лет, для сухогрузов – 25.

Минтранс и Минпромторг подготовили поправки в ряд законов для поддержки российского судостроения и судоходства (копия документа и пояснительной записки к нему есть у «Ведомостей»), рассказали «Ведомостям» представители обоих министерств. Документ направлен на межведомственное согласование, скоро он будет представлен в правительство, добавили они.

Проблем у российского гражданского судостроения много, следует из пояснительной записки: технологии устарели, энергоемкость постройки судов высока, износ оборудования – в среднем 70%. Российские судоверфи строят практически только корпуса судов, а главные двигатели, оборудование, приборы – импортные (они облагаются таможенными пошлинами (до 30%) и НДС, что увеличивает стоимость судов на 20–25%). Российское судостроение значительно отстает от южнокорейского, китайского, японского и европейского. Лишь 30–35% отечественных верфей можно назвать конкурентоспособными.

Как итог флот российских компаний пополняется кораблями зарубежного производства. В 2001–2009 гг. судоходства приобрели 143 новых морских корабля, говорится в документе, но только 17 из них построены в России. Речные суда не строились вообще. Часто российские верфи проигрывают зарубежным конкурентам по цене, срокам и условиям платежей, вот заказы и уходят за границу, объясняет представитель крупнейшего российского пароходства – «Совкомфлота».

Законопроект Минпромторга и Минтранса обещает верфям отмену большинства налогов. Судостроителей ждет обнуление ставок НДС, снижение налога на прибыль с 20 до 6%, отмена на 20-летний срок налогов на водные объекты, имущество и землю. Также для них будут отменены таможенная пошлина и НДС на импортные комплектующие, не имеющие аналогов в России. Не придется платить налог на прибыль и судоходным компаниям. Но только с доходов, полученных от внутренних перевозок судами, построенными на российских верфях после 1 января 2010 г.

Без господдержки отрасль обречена, считает представитель Минпромторга. В пояснительной записке к законопроекту говорится: поначалу льготы обернутся бюджету потерей не более 1 млрд руб. в год. Зато к 2020 г. налогооблагаемая база вырастет на 150 млрд руб.

Минфин в целом одобряет введение льгот для судостроителей, говорит чиновник министерства. Есть лишь небольшие замечания. Их суть собеседник «Ведомостей» раскрывать не стал.

У Минфина есть замечания по поводу снижения налога на прибыль, говорит чиновник Минпромторга. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Представитель правительства по существу комментировать предложения Минпромторга и Минтранса не стал. Но идея верная, говорит он, судостроение нуждается в господдержке.

Больше всего благодаря льготам сэкономит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК, на 100% принадлежит государству, контролирует основные российские верфи). Конкретную цифру руководитель пресс-службы ОСК Игорь Рябов не называет. Он признает, что корпорация принимала участие в подготовке поправок. Если они будут приняты, ОСК выйдет на ведущие позиции в мировом судостроении, обещает Рябов.

Рады инициативе чиновников и транспортные компании. Флот речных пароходств сейчас совсем не обновляется, сетует председатель совета директоров СК «Волжское пароходство» и председатель Ассоциации судоходных компаний Ришат Багаутдинов. Чтобы речные суда были окупаемыми, необходимо снижать их стоимость, а это возможно при условии введения налоговых преференций для верфей. В первую очередь льготы необходимы для гражданского судостроения, говорит представитель «Совкомфлота». Они являются практикой во многих странах мира, добавляет он. «Бизнес принимал активное участие в формировании проекта закона, – резюмирует Багаутдинов. – Наши интересы учтены».

До сих пор такого рода льготы были предоставлены только сельскохозяйственной отрасли, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: аграрии могут вместо НДС, налога на прибыль и имущество платить единый сельскохозяйственный налог в 6%. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что льготы могут позволить сэкономить судостроителям значительные суммы, которые они смогут потратить на модернизацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать