Правительство готовит судостроителям налоговую гавань

Минпромторг и Минтранс придумали, как помочь российским судостроителям. Отрасли надо предоставить беспреце-дентные налоговые льготы. Правительство не против
Без льгот российские верфи обречены, уверены в Минпромторге и Минтрансе /Е. Кузьмина

Нуждаются в пополнении

Российский гражданский флот нуждается в пополнении: с 1990 г. число грузовых судов в речных пароходствах сократилось в 4 раза, пассажирских – в 2 раза. Средний возраст речных судов – 30 лет при рекомендуемом сроке безопасной эксплуатации для нефтеналивного флота – 20 лет, для сухогрузов – 25.

Минтранс и Минпромторг подготовили поправки в ряд законов для поддержки российского судостроения и судоходства (копия документа и пояснительной записки к нему есть у «Ведомостей»), рассказали «Ведомостям» представители обоих министерств. Документ направлен на межведомственное согласование, скоро он будет представлен в правительство, добавили они.

Проблем у российского гражданского судостроения много, следует из пояснительной записки: технологии устарели, энергоемкость постройки судов высока, износ оборудования – в среднем 70%. Российские судоверфи строят практически только корпуса судов, а главные двигатели, оборудование, приборы – импортные (они облагаются таможенными пошлинами (до 30%) и НДС, что увеличивает стоимость судов на 20–25%). Российское судостроение значительно отстает от южнокорейского, китайского, японского и европейского. Лишь 30–35% отечественных верфей можно назвать конкурентоспособными.

Как итог флот российских компаний пополняется кораблями зарубежного производства. В 2001–2009 гг. судоходства приобрели 143 новых морских корабля, говорится в документе, но только 17 из них построены в России. Речные суда не строились вообще. Часто российские верфи проигрывают зарубежным конкурентам по цене, срокам и условиям платежей, вот заказы и уходят за границу, объясняет представитель крупнейшего российского пароходства – «Совкомфлота».

Законопроект Минпромторга и Минтранса обещает верфям отмену большинства налогов. Судостроителей ждет обнуление ставок НДС, снижение налога на прибыль с 20 до 6%, отмена на 20-летний срок налогов на водные объекты, имущество и землю. Также для них будут отменены таможенная пошлина и НДС на импортные комплектующие, не имеющие аналогов в России. Не придется платить налог на прибыль и судоходным компаниям. Но только с доходов, полученных от внутренних перевозок судами, построенными на российских верфях после 1 января 2010 г.

Без господдержки отрасль обречена, считает представитель Минпромторга. В пояснительной записке к законопроекту говорится: поначалу льготы обернутся бюджету потерей не более 1 млрд руб. в год. Зато к 2020 г. налогооблагаемая база вырастет на 150 млрд руб.

Минфин в целом одобряет введение льгот для судостроителей, говорит чиновник министерства. Есть лишь небольшие замечания. Их суть собеседник «Ведомостей» раскрывать не стал.

У Минфина есть замечания по поводу снижения налога на прибыль, говорит чиновник Минпромторга. Представитель Минфина от комментариев отказался.

Представитель правительства по существу комментировать предложения Минпромторга и Минтранса не стал. Но идея верная, говорит он, судостроение нуждается в господдержке.

Больше всего благодаря льготам сэкономит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК, на 100% принадлежит государству, контролирует основные российские верфи). Конкретную цифру руководитель пресс-службы ОСК Игорь Рябов не называет. Он признает, что корпорация принимала участие в подготовке поправок. Если они будут приняты, ОСК выйдет на ведущие позиции в мировом судостроении, обещает Рябов.

Рады инициативе чиновников и транспортные компании. Флот речных пароходств сейчас совсем не обновляется, сетует председатель совета директоров СК «Волжское пароходство» и председатель Ассоциации судоходных компаний Ришат Багаутдинов. Чтобы речные суда были окупаемыми, необходимо снижать их стоимость, а это возможно при условии введения налоговых преференций для верфей. В первую очередь льготы необходимы для гражданского судостроения, говорит представитель «Совкомфлота». Они являются практикой во многих странах мира, добавляет он. «Бизнес принимал активное участие в формировании проекта закона, – резюмирует Багаутдинов. – Наши интересы учтены».

До сих пор такого рода льготы были предоставлены только сельскохозяйственной отрасли, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: аграрии могут вместо НДС, налога на прибыль и имущество платить единый сельскохозяйственный налог в 6%. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что льготы могут позволить сэкономить судостроителям значительные суммы, которые они смогут потратить на модернизацию.