Не играйте в азартные игры с государством


Из всех современных российских социально-экономических забав самая популярная, конечно, приватизация. Ваучеры, Чубайс, олигархи, залоговые аукционы, чековые фонды, народные IPO, стратегические инвесторы – многолик список участников этого действа, разнообразны его сюжеты. После “грабительской приватизации” 1990-x гг. и распродажи активов в конце предыдущего десятилетия нас, видимо, ожидает новый акт этой трагикомедии.

Официальная информация разнится в зависимости от источников, но общая идея такова: российское правительство планирует продать крупные миноритарные пакеты в крупнейших российских компаниях в течении 2011-2013 гг. с целью финансирования бюджетного дефицита.

Государство готово оставить за собой только контрольные пакеты (51%) в ведущих госкомпаниях, предложив остальное инвесторам. От продажи миноритарных пакетов размером от 9% до 49% капитала планируется выручить порядка $30 млрд. Это достаточно консервативная оценка - по рыночным котировкам пятницы столько стоят лишь предлагаемые пакеты в "Роснефти", ВТБ и Сбербанке, а ведь остаются еще 25%-30% пакеты в "Транснефти", ФСК и "Совкомфлоте", 9% в Русгидро и 49% в Россельхозбанке.

Идея, безусловно, элегантна. Некое абстрактное изменение экономических долей владения без утери контроля в обмен на десятки миллиардов долларов – отлично придумано, ничего не скажешь. Схемы отработаны, риски минимальны - в "Газпроме" у государства уже давно лишь 51%, а в Сбербанке – около 60%, но ни у кого ведь не возникает вопросов, кто реально контролирует эти компании?

Остается одна маленькая деталь, совсем как в детcком брокерском анекдоте. Октябрь 2008 г., клиент врывается в офис брокера с криками “Продавай, продавай все к чертовой матери!”, на что унылый брокер меланхолично поднимает взгляд на клиента и спрашивает “Кому?”

Действительно, кому? Кому нужны в эпоху стагнации, дефляции, дефицитов и неуверенности фантики на $30 - $50 млрд компаний с зачастую непонятными бизнес-приоритетами, непрозрачными расходами и дивидендной доходностью порядка 1%? Для сравнения, дивидендная доходность ведущих китайских госнефтекомпаний и госбанков – 3-4%, а в хорошие годы она доходила и до 7%.

Более того, в соответствии с базовыми законами любого рынка увеличение предложения товара имеет обратную, а не прямую, корреляцию с ценой на этот товар. Для наглядной демонстрации, можно взглянуть на графики "Интер" РАО или ЛСР, размещавщих свои акции в этом году – вряд ли можно сказать, что их размещения осчастливили инвесторов. В этой связи, не очень понятен бодрый настрой тех аналитиков, которые увидели в этом позитив для рынка. Единственным исключением из правил могут стать акции "Транснефти" в связи с отсутствием на рынке обыкновенных акций и крайне низкой оценкой привилегированных. Для всех остальных компаний, огромное потенциальное предложение бумаг вряд ли станет хорошей новостью. Не исключено, однако, что я просто предвзят: акции "Транснефти" – единственные из приватизационного списка, которые есть в портфелях у наших клиентов.

Наконец, самое интересное. Если смотреть на результаты приватизационных продаж последних лет (народные IPO "Роснефти", ВТБ и Сбербанка, электроэнергетики), государство переиграло инвесторов просто-таки с разгромным счетом 18:1! Из 19 приватизационных продаж публично торгуемых компаний за последние пять лет, во всех (!) 19 случаях инвесторы понесли убытки в абсолютном выражении. Только в одном случае – размещение Сбербанка в 2007 г. – инвесторы в приватизацию обыграли индекс РТС (и то всего на 1%), в всех остальных доходность инвестиций отстала от индекса.

Инвесторы "Роснефти" потеряли 10% (без учета дивидендов) с момента первичного размещения в 2006 г., инвесторы ВТБ и ОГК-5 – 50%, инвесторы "ТГК-10" – 70%. Общая сумма убытков инвесторов от приватизационных покупок составила около $16 млрд, более трети от общей суммы привлеченных денег. В общем, блестящая реализация государством базового торгового принципа “buy low, sell high” плюс полная реабилитация Чубайса как гения приватизации – ведь он продал инвесторам активы в энергетике в среднем в 2,5 раза дороже их текущей стоимости! Вопрос только в том, насколько приятные воспоминания оставил этот процесс у инвесторов.

Итак, можно говорить о том, что в последние годы государство взяло у инвесторов убедительный реванш за приватизационные промахи девяностых. После побед лихих приватизационных джедаев в 1990-х, империя нанесла ответный удар. Впереди третий эпизод. Логично предположить, что инвесторы вынесут уроки из произошедшего, тем более что оптимизм и вера инвесторов в экономические и корпоративные реформы в России существенно поутихли за последние годы. Как говорил мой покойный дедушка моей покойной бабушке, когда она удрученно перебирала в очередной раз “сгоревшие” советские облигации: “Эсфирь, ну сколько раз я тебе говорил не играть в азартные игры с государством!”

Автор - управляющий партнер \"Дашевский и партнеры\".