Госконтроль не нужен, достаточно госрегулирования


Есть надежда, что недавно объявленная программа приватизации на 2010-2013 гг. – это не просто плановое привлечение средств для федерального бюджета, а первые попытки сменить политику в сторону постепенного снижения государственного присутствия в экономике.

Настоящая ли это приватизация? Пока не совсем. Контроль практически над всеми компаниями, что попали в план, останется у государства. Но это неплохой первый шаг на пути к прозрачности и эффективности – особенно в отношении компаний, которые до сих пор полностью принадлежат государству и не имеют внешних акционеров.

Осознание преимуществ частной собственности в Россию пришло на 400-500 лет позже, чем в Западную Европу. Но уже в 1767 г. в одном из своих «Наказов» Екатерина II делает гениальное по своей простоте и мудрости замечание: «... Сие основано на правиле весьма простом: всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет».

Однако, несмотря на печальный опыт коммунистического эксперимента в России, утверждение о большей эффективности частной собственности по сравнению с государственной не является очевидным для многих наших политиков и экономистов. Их логика и доказательства понятны: после стремительной дезинтеграции социалистического строя мы стали свидетелями развала экономики. В критической ситуации только государство могло стать собственником, способным сохранить экономический суверенитет страны и спасти целые отрасли промышленности от полного исчезновения.

Но это скорее исключение, подтверждающее правило. И действует это исключение на коротком промежутке времени. Можно ли таким путем продолжать двигаться вперед? Да, можно, но слишком дорого и опасно в условиях глобальной конкуренции. Перекладывать на плечи государства управление коммерческими структурами – путь назад в социализм. Закончиться это может плохо: расцвет экономической бюрократии, неэффективные инвестиции и стратегическое планирование, медленное развитие или стагнация, потеря конкурентноспособности. Мы уже вплотную подошли к такой перспективе: 60% рыночной капитализации фондового рынка в России в той или иной форме принадлежит государству. Пора разворачиваться.

Внутренняя среда сильно изменилась с начала 90-х: в России стабильная политическая ситуация, постоянно работающее дееспособное правительство и сравнительно здоровые макроэкономические показатели. Государство сильно как никогда. При наличии активной антимонопольной службы и закона о стратегических инвестициях нет риска «иностранного экономического вторжения».

Мы не должны продавать крупнейшие госкомпании узкой группе предпринимателей как это было у нас в 90-х. Мы не хотим продавать все иностранным стратегическим инвесторам как это произошло в Аргентине. Мы должны постепенно двигаться к модели эффективного управления, которая работает в наиболее экономически развитых странах мира: публичная компания с большим количеством акционеров (частных и институциональных инвесторов), активным советом директоров и подотчетным ему менеджментом, работающим на одну-единственную и самую важную цель: увеличение акционерной стоимости. В такой компании государству не нужен контроль. Достаточно госрегулирования.

Автор - президент и управляющий партнер United Capital Partners.