Низкая фискальная ответственность – дорога к высокой инфляции


В начале августа МВФ подготовил ежегодный отчет о состоянии российской экономики и экономической политики, где особое внимание уделено необходимости ужесточить уже в ближайшее время монетарную и фискальную политику российской власти для сохранения макроэкономической стабильности и недопущения перегрева экономики.

Последние статистические данные демонстрируют, что российская инфляция, достигнув по итогам июля 5,5% в годовом выражении, прошла минимальную точку в рамках цикла дезинфляции, начавшегося в первом полугодии 2009 г. Очевидно, что удорожание продуктов питания на фоне рекордной засухи сыграло немаловажную роль в переломе тренда, однако более детальный анализ демонстрирует, что и за пределом продовольственных товаров минимальные значения инфляции также постепенно остаются в прошлом.

Ускорение инфляционных тенденций является следствием активно идущего восстановления конечного спроса в России, которое набирает обороты. Последние данные по состоянию рынка труда России демонстрируют, что уровень безработицы продолжает быстро снижаться, стимулируя рост доходов населения. В то же время следствием мягкой процентной политики, проводимой Центральным банком в последний год, является ускоряющийся рост программ розничного и корпоративного кредитования российских банков. В итоге уже в начале следующего года российская экономика вплотную приблизится к состоянию полной занятости, что сделает проблему ее перегрева вновь насущной, а инфляция постепенно вернет себе звание угрозы номер один для макроэкономической стабильности.

С целью предотвращения такого негативного сценария российским властям будет необходимо ограничить темпы роста совокупного спроса в экономике. Как известно, сделать это можно двумя способами: ужесточить фискальную или монетарную политику (в этом, кстати, и заключаются рекомендации МВФ).

Рост бюджетных расходов во время кризиса 2008-2009 гг. (которые в большинстве своем носили социально ориентированный характер) привел к формированию структурного дефицита федерального бюджета, т.е. такого дефицита, который не исчезнет даже в момент возвращения экономики к полной занятости. При этом социальный характер новых расходов делает невозможным их безболезненное сокращение (эта задача будет тем более затруднена в условиях приближающихся выборов 2011-2012 гг.).

Неспособность в значительной мере сократить государственные расходы позволит сохранить сравнительно низкие темпы инфляции и макроэкономическую стабильность только при значительном ограничении роста частных (потребительских и инвестиционных) расходов. Достигнуть этого можно или через рост налогов, или через ограничение роста кредитного предложения, что, в свою очередь, достижимо через увеличение базовых ставок ЦБ.

Однако если ужесточение государственной политики будет происходить исключительно через монетарное ужесточение, то это негативно скажется на долгосрочных перспективах российской экономики. Госрасходы и инвестиции будут вытеснять частные, что будет приводить к дальнейшему снижению потенциальных темпов роста российской экономики, которые уже в настоящий момент я оцениваю не выше 3% в год.

Автор - главный экономист по России \"ВТБ капитала\"\r\n.