Инвесторы задумались над тем, что облигации "Газпрома" лучше облигаций Италии


Одно из самых известных изречений Конфуция "Не дай нам Бог жить в эпоху перемен" у соотечественников нередко вызывает циничную улыбку. Кажется, что вся наша жизнь - одна сплошная эпоха перемен. Для кого-то перемены начались с кризиса 1998 г., для кого-то с перестройки, для кого-то еще раньше - с хрущевской оттепели. Так или иначе, перемены продолжаются и по сей день.

Мой дед родился в 1918 г.. Он пережил НЭП, раскулачивание, репрессии, Великую отечественную войну, оттепель, застой, перестройку... И недавно одно из своих воспоминаний он начал словами: "В последнее время, когда началась перестройка...". А ведь "перестройка" продолжается уже 25 лет: значительная часть этого времени была потрачена на попытки спекулятивного накопление капитала. И только сейчас можно говорить о том, что этот период подошел к концу.

Конечно, диспропорциональная экономика России позволяет быстро и незаметно разбогатеть - страна, как говорится, большая. Однако в целом вектор нашего развития уже становится очевидным не только для экспертов по российскому рынку, но и для мейнстрима. А это значит, что спекуляции закончились и можно думать об инвестициях.

После 12 лет опыта и некоторого количества PR-усилий российская инвестиционная идея теперь не настолько индивидуальна, чтобы отпугивать своими "медведями на улицах", "шапками-ушанками" и прочими неповторимыми особенностями. Она теперь укладывается в словосочетание convergence story, то есть сближение основных элементов экономического развития России с примерами развитых стран, повторение здесь экономических тенденций, которые когда-то способствовали росту там. Развитие мобильной связи, например, уже продемонстрировало такое сближение.

Итак, период спекуляций подошел к концу в 2008 г. - вместе с мировым финансовым кризисом. Его долгосрочные последствия интересуют меня, как профессионала в инвестициях, особенно сильно, ведь скорее всего они будут работать на Россию и другие развивающиеся рынки еще много лет. И эти последствия я осмелюсь оценить как положительные.

Если вспомнить, как развивался фондовый рынок с 1996 по 2008 гг., то это время однозначно можно охарактеризовать как период спекулятивной сверхприбыли. Инвестиционная идея "Россия/Russia" была спекулятивной игрой, как для иностранных инвесторов-смельчаков (читайте "спекулянтов"), так и для российских игроков: сегодня купил, завтра продал.

Индекс РТС за это время вырос со 100 до 2400 пунктов. Однако, мало кто мог реально заработать эти 2300% (или 30% в год), а вот потерять 90% в 1998 г. и 70% в 2008 г. можно было очень просто. Такие "американские горки" сложно было выдержать самым хладнокровным спекулянтам, даже Джорджу Соросу довелось потерять в России деньги. По-настоящему Больших денег в России не было, в таких экстремальных спекуляциях Большие деньги и не участвуют.

А пока эти 12 лет уходят в прошлое, приходится расставаться со старыми привычками спекулировать небольшим объемом в надежде легко и много заработать и приобретать новые - инвестировать Большие деньги с меньшим риском.

Что конкретно нас ждет в следующие 10 лет? Мой взгляд таков: доходность и риск значительно снизятся, при этом инвестиционная идея "Россия/Russia" начнет переходить из разряда спекулятивных историй в состояние стратегических инвестиций для крупных международных и российских институциональных инвесторов. Предполагаю, что 30% годовых превратятся в 20%, максимальные одноразовые потери сократятся пропорционально - с 80% до 50%. А это значит, что ваши инвестиции удвоятся через четыре года, утроятся через шесть лет, а через 10 лет увеличатся более, чем в шесть раз от сегодняшнего уровня. При этом риск этих инвестиций сократится почти в два раза. По-моему, неплохо.

Нам в "Allianz РОСНО управление активами" довелось наблюдать за изменением предпочтений инвесторов как внутри России, так и за ее пределами.

С начала 2010 г. одна из самых влиятельных в мире компаний по управлению активами PIMCO, входящая в Allianz Group, ввела в мировой оборот термин New Normal, фактически означающий новый экономический мировой порядок. В этом состоянии локомотивом роста мировой экономики становится сегмент развивающихся рынков, более известных акронимом BRIC.

Проводя аналогии со спортивными состязаниями, это означает, что развитые рынки закончили свой этап эстафеты под названием "мировой экономический рост", а развивающиеся только начали. Мы знаем, сколько они будут "бежать" и как будет меняться динамика этого бега: сначала темп будет расти, потом нужно будет держать отрыв, а в последней трети - терпеть. В каком-то смысле история повторится, и, возможно, будущее нам известно уже сейчас. В этом заключается идея convergence, из которой во многом и состоит New Normal. Именно поэтому convergence, также как и призыв инвестировать в BRIC, сегодня становится преобладающей инвестиционной идеей среди международных инвесторов, своего рода мейнстримом.

Однако, это не единственная движущая сила процесса инвестирования в BRIC. Мы, как инвесторы, стремимся зарабатывать высокую доходность и, по возможности, не сильно рисковать. Традиционные для международных инвесторов рынки развитых стран перестали давать такую возможность: доходность по-прежнему низкая, а риски сильно выросли. Приток денег в развивающиеся рынки, где доходность выше, а риски падают, будет только нарастать.

Две недели назад я с удивлением наблюдал, с каким оптимизмом PIMCO убеждала своих консервативных европейских клиентов в необходимости инвестировать в развивающиеся рынки. Теперь многие из них серьезно задумались о том, что, к примеру, облигации "Газпрома" лучше облигаций Италии по соотношению риска и доходности. Многие международные инвесторы теперь вынуждены привыкать к таким изменениям.

Мы, также как и PIMCO, ожидаем роста российского рынка. Присоединяйтесь.

Автор - член совета директоров Доверительной инвестиционной компании.