Как заработать на хлебе насущном


Летом на мировых биржах дорожали все виды сельскохозяйственного сырья – какао, сахар, зерно. Российские поставщики мечтают поднять цены, но государство вряд ли позволит им нажиться на засухе. Как могут заработать инвесторы, и может ли недостаток зерна в мире стать источником прибылей?

Аномальная жара и пожары в Центральной России уничтожили около четверти зерновых посевов, и создали ажиотаж вокруг зерна: подскочили цены, последовали противоречивые заявления политиков, наконец, правительство, опасаясь дефицита и скачка цен, ввело эмбарго на экспорт зерновых. Сразу после введения эмбарго цены пошли вниз, и за следующие две недели пшеница упала на 23%, рис – на 11%. Спекулянтам, решившим сыграть на этом запрете, можно только посочувствовать, или же посоветовать стать инвесторами.

Мировые рынки, напротив, пережили взлет цен, чему поспособствовало не только российское ограничение экспорта, но и прогнозы урожая в Канаде, которые были значительно снижены из-за масштабного затопления посевов. Кроме того, крупнейшие хедж-фонды, в течение всего первого полугодия ожидавшие падения цен и рассчитывающие купить на минимуме (см. белую линию на графике), были вынуждены в срочном порядке закрывать короткие продажи и открывать длинные позиции. В итоге цены, которые двинулись вверх из-за физического спроса, возникшего на новостях об аномальной жаре и низком урожае, еще выше подтолкнул спрос со стороны финансовых спекулянтов, перевернувшихся из «шортов» в «лонги» и осуществивших самый масштабный за историю пшеницы short covering (из -$1,5 млрд в начале года «перевернулись» +$1,2 млрд в августе).

В действительности же, дефицит в той мере, в которой о нем столько говорят в последнее время – миф: в следующем году России понадобится, по разным оценкам, примерно 77-78 млн тонн, учитывая переходящие остатки в 19 млн тонн требуется собрать примерно 60 млн тонн. Это чуть меньше, чем планируется собрать, согласно прогнозам Минсельхоза (60-67 млн тонн), аналитического центра «Совеэкон» (59,5-63,5 млн тонн) и ИКАР (61-63 млн тонн).

Конечно, некоторый дефицит зерна все же вероятен, и не только из-за пожаров, но и из-за кризиса, во время которого было сокращено внесение удобрений в почву и урезаны инвестиции в модернизацию технического парка. Поэтому в среднесрочной перспективе в три месяца-год инвестиции в акции производителей удобрений, сельскохозяйственной продукции и техники могут принести 15-20%, а инвестиции во фьючерсы на зерно – десятки процентов. В среднесрочной, но не более того!

Похожую ситуацию мы наблюдали на рынках кукурузы в 2003-2004 гг., когда из-за высокого спроса со стороны производителей этанола надулся ценовой пузырь. Однако уже через полтора года цены рухнули почти вдвое, т.к. этот спрос оказался краткосрочным, а предложение кукурузы было увеличено на десятки процентов. В результате большинство этаноловых компаний или разорились, или были куплены за бесценок крупными операторами НПЗ. Многие фермеры до сих не могут выплатить кредиты, взятые под расширение посевных кукурузы (видимо, историю СССР они в школе не проходили и об экспериментах Хрущева им не рассказывали).

Аналогично, в 2004-2005 гг. образовался пузырь цен на сахар: за два года цены выросли почти в три раза. Свою роль в этом сыграли возросший спрос на этанол в Бразилии, сокращение экспорта сахара из Евросоюза и увеличившийся общий спрос на сырье после окончания рецессии (нефть за тот же период выросла в цене на 150%). Однако через уже привычные полтора года цена сахара на бирже упала почти в 2,5 раза, поскольку рост предложения вновь оказался сильнее предполагавшегося роста спроса: на рынок вышла Индия с рекордными объемами производства, кроме того, на 10% выросло производство в Бразилии, ещё более «уронив» цены.

Подобная ситуация возможна и сейчас: напуганные погодными аномалиями, дефицитом (или угрозой дефицита) зерна, в следующем году сельхозпроизводители постараются максимально расширить посевные площади и увеличить количество удобрений. В результате, если нас, наконец, перестанет удивлять погода, урожай зерновых побьет все рекорды, а цены, соответственно, снизятся. Так что, возможно, ещё можно будет посочувствовать взявшим чрезмерный риск спекулянтам.

Объем длинных и коротких позиций во фьючерсах на пшеницу среди крупных спекулянтов, контрактов (один контракт стоит сейчас $33 000)

Автор - управляющий директор Arbat Capital.