Российские финансовые власти обожглись на горячих деньгах

Решив проблему неконтролируемого притока горячих денег, российские денежные власти вынуждены понизить прогноз курса рубля

Оценка слишком пессимистичная, уверена Юлия Цепляева из BNP Paribas: «Ноль [притока капитала] – признак наступления конца в недоинвестированной стране». «Минэк решил состорожничать», – считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: у иностранных инвесторов нет серьезной альтернативы развивающимся рынкам.

Минэкономразвития серьезно пересмотрело базовый прогноз реального эффективного курса рубля до 2014 г., рассказал вчера замминистра Андрей Клепач. По его словам, теперь ожидается укрепление реального эффективного курса рубля в 2010 г. на 10,7%, а не на 12,3%, в 2011 г. – на 5,7% (4,8%), в 2012 г. – на 0,1% (2%). В 2013 г. Клепач ждет даже ослабления курса – на 2,1% вместо прогнозировавшегося роста на 0,4% (цитаты по «Интерфаксу»). Вице-премьер Алексей Кудрин с таким прогнозом согласен.

Прогноз повышен только на 2011 г. – по словам директора департамента Минэкономразвития Олега Засова, прежде всего из-за ускорения инфляции. На другие годы он понижен вслед за изменением взглядов на приток капитала, объяснил Клепач: раньше в 2012–2013 гг. ждали $25–30 млрд, а теперь – $10 млрд в 2011 г., $5 млрд в 2012 г. и около нуля в 2013 г.

Приток капитала в кризис стал едва ли не главной головной болью денежных властей. Центробанки большинства стран, стремясь оживить экономики, опустили ставки почти до нуля, а в России они, наоборот, зашкаливали. Это создало возможность легкого заработка: привлекать дешевые деньги за рубежом и размещать их в России (carry trade). Конвертация этих денег в рубли увеличивала его курс, а с ним и доходы спекулянтов.

Большую часть валюты поначалу покупал ЦБ, пополняя резервы (прошлой осенью – $35 млрд за два месяца), но, когда давление стало слишком сильным, чиновники стали с этим бороться. Ведь чрезмерное укрепление рубля угрожало экономике, а горячие деньги рано или поздно уйдут обратно, обрушив курс рубля.

В ноябре 2009 г. руководители ЦБ стали предостерегать игроков от ставки на постоянное укрепление рубля. Директор департамента ЦБ Сергей Швецов посоветовал им не увлекаться carry trade, поскольку «рубль будет вести себя не так однозначно», а первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев и Кудрин предупредили об опасности перегрева российского рынка. В конце декабря взял слово премьер-министр Владимир Путин: посетовав, что «у нас созданы условия для притока спекулятивного капитала», он предложил «поправить правила, чтобы уменьшить интерес спекулятивного капитала».

Менять правила игры не пришлось. Процентные ставки в России снизились и сейчас разница с другими странами слишком мала, чтобы привлечь carry-трейдеров, говорит начальник аналитического отдела казначейства Сбербанка Николай Кащеев. Политика ЦБ по снижению ставок и усилению колебаний курса создала проблему для краткосрочных спекулянтов и мы уже наблюдаем спад их активности, согласен главный экономист «Дойче банка» Ярослав Лисоволик, это подтверждают данные платежного баланса: во II квартале чистый приток капитала в частный сектор составил $4,5 млрд против $15 млрд оттока в I квартале.

Клепач посоветовал не пугаться нового прогноза – «это одна из развилок», а приток капитала может оказаться больше за счет прямых инвестиций и внешних займов.