Инфляция растет, и ЦБ пора задуматься о повышении ставок


Автор - главный экономист Альфа-банка.

Буквально за месяц инфляция, о которой уже давно не вспоминали, опять стала объектом пристального внимания. Первый звонок прозвенел уже в июле, когда начали расти мировые цены на зерно, так как такой рост с лагом приводит к росту внутренних цен. Но засуха и пожары, которые охватили центральную часть России в августе, создали условия для гораздо более сильного ценового шока и на внешнем, и на внутреннем рынке. По независимым оценкам, объем урожая в этом году будет на 30-40% ниже, чем в прошлом, кроме того, нехватка кормов со временем ведет к снижению объемов предложения молочных и мясных продуктов. Рост цен, начавшийся с круп, пока еще не затрагивает другие продукты, и, таким образом, риски дальнейшего сохранения высокой инфляции сохраняются.

Очевидно, что ускорение роста цен вызывает беспокойство по поводу способности ЦБ удерживать процентные ставки на низком уровне. Именно замедление годовой инфляции позволяло на протяжении предыдущего года неуклонно снижать ставку рефинансирования. Правда, эффективность снижения ставок оказалась слабой. По оценкам, рост корпоративного кредитного портфеля, составивший 5% за II квартал этого года, был связан со спросом со стороны компаний энергетического сектора и со стороны непроизводственных секторов, в то время как кредитный рычаг производственных отраслей в лучшем случае оставался прежним.

Те сегменты, которые обеспечили более половины роста ВВП в I полугодии этого года (а это два сектора - обрабатывающая промышленность и транспорт), сокращали объемы кредитования в банках. Таким образом, снижение процентной ставки хотя и позволило нарастить кредитный портфель, но, скорее всего, оказало слабый эффект на реальный сектор. Кроме того, в июле темпы роста корпоративного кредитного портфеля снизились почти до нуля, а уровень кредитных рисков в экономике стал явно увеличиваться. Потери сельскохозяйственных производителей не только означают рост просроченных кредитов в этом сегменте, они могут иметь негативный мультипликативный эффект на финансовое состояние предприятий машиностроения.

Иными словами, хотя влияние низкой процентной ставки на экономику было скромным, сейчас уже стоит задумываться над перспективами ее повышения. Вполне вероятно, в октябре уровень годовой инфляции приблизится к величине 7-7,5%, что будет лишь немногим ниже ставки рефинансирования в 7,75%. Следует также помнить, что во II полугодии Минфин планировал серьезно увеличить объем привлечения с внутреннего рынка для покрытия дефицита, с 75 млрд руб. в I полугодии 2010 г. до 860 млрд руб. во втором. Ожидания роста процентных ставок на фоне инфляции и роста предложения государственных долговых обязательств может привести к росту процентных ставок банковского рынка уже в ближайшие месяцы. В таких условиях повышение ставки рефинансирования будет всего лишь означать приведение ее в соответствие к новым рыночным условиям.