Субсидии вместо экономического роста

В начале октября российские и зарубежные СМИ во всех подробностях освещали историю с отставкой Юрия Лужкова – российского политического старожила, 18 лет управлявшего Москвой - крупнейшим и богатейшим городом страны. Мало что можно добавить к этой истории. Пожалуй, стоит лишь напомнить, что, пока Лужков был мэром, его жена Елена Батурина стала самой богатой женщиной страны.

Мы полагаем, что Россия, вероятнее всего, будет и далее двигаться вперед по инерции, пока какой-нибудь внешний шок не заставит политическую элиту, чиновничество и население встрепенуться. И социально-политические тенденции – явное тому подтверждение. Стоило ценам на нефть подняться после кризиса 2008 г., как страна опять погрузилась в привычное состояние беспечной дремы, и события наподобие отставки Юрия Лужкова воспринимаются не более чем как своего рода развлечение.

Российская экономика в августе показала неплохие результаты. В результате большинство индикаторов существенно выросли по сравнению с уровнем годичной давности (исключение – сельское хозяйство). В оставшиеся месяцы года мы ожидаем сохранения этих тенденций и умеренного увеличения внутреннего спроса, а потому не меняем прогнозы на весь 2010 г.

С прогнозами на 2011 и последующие годы ситуация сложнее, так как макроэкономическая политика правительства в последние месяцы стала более популистской, расходы бюджета повышаются, в финансовой системе избыток ликвидности, а инфляция ускоряется.

В сентябре инфляция составила 0,8% относительно уровня предыдущего месяца, а с уровня годичной давности – 7% (в конце июля – 5,5%). В такой ситуации ЦБ придется, вероятно, повысить базовые процентные ставки (сейчас ставка рефинансирования составляет 7,75%). Мы по-прежнему считаем, что инфляция обусловлена денежными факторами – денежная масса быстро растет, так как ЦБ печатает рубли для финансирования бюджетного дефицита (поскольку Минфин использует средства Резервного фонда).

Недавно правительство представило проекты бюджета на 2011 и 2012 гг. Согласно среднесрочному бюджетному плану, госрасходы будут постепенно увеличиваться в номинальном выражении, хотя и более умеренно, чем ранее. Напоминаем, что до кризиса они росли примерно на 30% в год, а в дальнейшем планируется их увеличение менее чем на 10% в год.

Статистика явно свидетельствует о том, что проциклическая политика правительства никогда не оказывала особо благоприятного воздействия на экономику. Напротив, вполне вероятно, что она принесла больше вреда, чем пользы, так как способствовала сохранению высоких темпов инфляции. Перераспределяя финансовые ресурсы, правительство просто перекачивает их из наиболее эффективных отраслей в наименее эффективные. Данная политика может лишь тормозить экономический рост. Мы имеем в виду не расходы на социальные нужды, которые необходимо сохранить на приемлемом уровне. Неэффективность политики по большей части обусловлена так называемыми расходами на «национальную экономику», которые в прошлом году составили 16% расходов федерального бюджета и должны остаться на этом уровне в 2010 г. и далее. В результате рост замедляется на фоне увеличивающегося субсидирования.

Сокращение расходов в 2012 или 2013 гг, т. е. после президентских выборов 2012 гг., если они состоятся, может лишь стимулировать рост экономики. До тех пор она будет медленно двигаться по инерции, хотя в 2011 г. рост может составить около 3,5–4%, в то время как инфляция будет на уровне около 8–9%, и модель роста вряд ли изменится. Пока Россия продолжит «топтаться на месте».

Автор - главный экономист, управляющий директор \"Сбербанк CIB\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать