Золотая лихорадка: новый «пузырь» или новая реальность?


Недавний кризис вновь сделал золото одним из самых востребованных инструментов у инвесторов, его цена бьет рекорд за рекордом. Был пройден рубеж в $1300 за унцию, цена недавно подбиралась к $1400. За последние 10 лет золото выросло в цене почти в пять раз, причем только за последние полтора года – почти в два раза.

Конечно, это не может не вызывать пристального внимания и споров, насколько оправдан этот рост. Инвесторы разделились на два лагеря: первые утверждают, что сегодняшний рост цен – это только начало тренда: в условиях экономической нестабильности и низких процентных ставок золото должно расти и дальше, ему еще очень далеко до максимума 1980 г., скорректированного на инфляцию (около $2300 за унцию). Их противники утверждают, что недавний рост вызван исключительно иррациональными причинами и скоро сойдет на нет, некоторые скептики вообще считают золото самым большим пузырем в истории человечества. В качестве основных аргументов они приводят падение спроса со стороны ювелирной промышленности, отрицательную текущую доходность такой инвестиции (высокая стоимость хранения и отсутствие дивидендов), а также резкое увеличение предложения за счет разработки ранее нерентабельных рудников и вторичного сырья.

На мой взгляд, многие аналитики, пытаясь предсказать дальнейшие движения этого актива, забывают о том, что за последние несколько лет структура спроса и предложения на золото кардинально изменилась. Если, к примеру, 10 лет назад переработка вторсырья давала около 15% ежегодного производства, то сейчас эта доля приблизилась к 40%, а продажи центральных банков практически обнулились. Но гораздо более важные изменения произошли со структурой спроса. В конце 1990-х гг. основным потребителем золота была ювелирная промышленность (около 80%), на долю индустриального и инвестиционного спроса приходилось примерно по 10%. Сейчас же доля ювелирного спроса снизилась до 40%, индустриальный спрос остался практически неизменным, но самые значимые изменения произошли с инвестиционным спросом – он многократно вырос и по итогам 2009 года впервые превысил ювелирный, достигнув 45%.

В первую очередь, это связано с тем, что инвестировать в золото, как впрочем, и в другие сырьевые товары, сейчас стало гораздо проще и удобнее. Появились многочисленные биржевые фонды, которые точно отслеживают динамику цен на золото и обладают значительной ликвидностью. Инвесторы, в особенности институциональные, ранее не рассматривавшие золото как объект инвестирования всерьез из-за высоких текущих издержек и узкого рынка, охотно стали включать такие фонды в свои портфели в размере 5-10% для диверсификации. К тому же появление таких продуктов совпало по времени с ростом турбулентности на финансовых рынках, что побудило инвесторов увеличивать долю вложений в золото в своих портфелях.

Как мне кажется, именно эти изменения и предопределят динамику цены на золото в ближайшие несколько лет, причем, по моему мнению, с высокой вероятностью она продолжит расти, хотя и более умеренными темпами. Быстро увеличить добычу золота практически невозможно, а темпы роста его производства из вторсырья сильно отстают от темпов увеличения инвестиционного спроса. Текущая ситуация в мировой экономике не предполагает сильного повышения процентных ставок в ближайшее время, что способствует усилению инфляционных ожиданий, а золото исторически является хеджем против высокой инфляции.

В будущем такая совокупность факторов может в итоге привести к надуванию очередного пузыря на рынке золота, однако, по моему мнению, сейчас говорить об этом преждевременно. Конечно, после такого впечатляющего роста возможна некоторая коррекция, но возврата цен на золото к уровням пятилетней давности ($300–500 за унцию), думаю, уже не произойдет.

Автор - гендиректор УК \"Райффайзен капитал\".