Второй раунд монетарного послабления - лишь бесполезная затея!?


ФРС США, учитывая неустойчивость и хрупкость экономического развития, готова к очередному увеличению денежной массы. Очевидно, что цель этого мероприятия – повышение уровня ожидаемой инфляции и борьба с дефляционным настроем рынка. Казалось бы, все выглядит вполне логично, как в классическом учебнике по экономике. Если бы не одна деталь: подобная схема будет эффективна только на «идеальном» рынке в состоянии равновесия. Возникает вопрос: каким образом подобная политика ФРС сможет повысить рост номинального ВВП в условиях рецессии и несбалансированности рынков? Представленный ниже график иллюстрирует динамику роста монетарной базы за последние 7 лет (на регулирование именно этого параметра направлена монетарная политика ФРС), а также среднее значение ожидаемой инфляции в течение последующих 5 лет.

На протяжении последних десятилетий статистической взаимосвязи между ростом монетарной базы и инфляционными ожиданиями не наблюдается. Научное исследование “Монетарная политика в условиях нулевых краткосрочных процентных ставок”, опубликованное экономистами ФРС (Clouse, Henderson и др.) в 2000 г., очень точно описывает механизм повышения денежной массы, однако ни слова не говорит о том, как увеличение монетарной базы влияет на уровень ожидаемой инфляции. Авторы просто предполагают, что подобное влияние существует. Даже гипотеза нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что ФРС должна "убедительно заверить всех в своей безответственности" (1998) фактически исходит из того, что ловушка ликвидности, в которой мы сейчас и находимся, имеет временный характер. А в остальном расчет верный: достаточно просто вынести за скобки все препятствия и преграды, и проблема решена.

Но даже если мы будем оптимистами и предположим, что ФРС способна повысить уровень ожидаемой инфляции, возникает вопрос: действительно ли более высокий уровень ожидаемой инфляции положительно влияет на рост номинального ВВП в будущем?

Второй график ниже иллюстрирует среднее значение ожидаемой инфляции в США на пятилетний период (на основе опроса потребителей, проведенного Мичиганским университетом), а также фактический годовой рост номинального ВВП в последующие 5 лет после прогноза. Как видно, корреляция этих показателей практически отсутствует. Значит, и влиянием ожидаемой инфляции на рост номинального ВВП за незначительностью можно пренебречь.

Третий график показывает, что повышение уровня ожидаемой инфляции приводит к замедлению роста номинального совокупного долга кредитного рынка. Вероятно, это объясняется тем, что участники рынка ожидают повышение номинальных затрат на обслуживание долгов (и подвержены денежной иллюзии).

Монетарное послабление приведет, в первую очередь, к раздуванию цен на уже переоцененные активы - акции и облигации. Однако, данное повышение стоимости активов не принесет реальной пользы, так как влияние доходов от акций на уровень потребления, как известно, незначительно. Я бы предпочел не рисковать, и не играть с пузырями. Опыт подсказывает, что инвесторы, как правило, теряют свои краткосрочные доходы и терпят убытки.

Автор - исполнительный вице-президент банка Lombard Odier.