Президент Всемирного банка предлагает вернуться к золотому стандарту

Президент Всемирного банка Роберт Зеллик предложил план реформы мировой валютной системы. Стабилизировать ситуацию на валютных рынках поможет возврат к золотому стандарту, уверен он. Роль золота нельзя переоценивать, отмечают аналитики

Крупнейшим экономикам нужен якорь – новый золотой стандарт, который станет базой для обменных курсов ведущих мировых валют, пишет президент Зеллик в статье, опубликованной в FT. Необходима корзина, в которую будут включены доллар, евро, иена, фунт стерлингов, юань, уверен он, а золото станет индикатором ожидаемого рынками уровня инфляции и стоимости валют. «Многие считают золото устаревшей единицей, но рынки по-прежнему используют металл как альтернативный монетарный актив», – пишет он.

Золотой стандарт был основой Бреттон-Вудской системы – I, о которой мировые державы договорились в 1944 г. для обеспечения финансовой стабильности в послевоенной экономике: доллар США конвертировался в золото по фиксированному курсу и был базой для остальных валют. В 1971 г. президент США Ричард Никсон объявил о прекращении обмена долларов на золото, и страны перешли на плавающие валютные курсы Бреттон-Вудской системы – II.

Зеллик предложил пятиступенчатый план реформы мировой валютной системы. Первым шагом должен стать договор между США и Китаем по программе стимулирования мирового роста и ревальвации юаня. Центробанки стран «семерки» должны отказаться от интервенций, развивающиеся экономики – последовать их примеру и повысить роль рыночного механизма в валютной политике. «Двадцатке» требуется разработать четкую программу поддержки роста мировой экономики и ликвидировать дисбалансы в торговле. «Создание новой монетарной архитектуры будет не быстрым, но приступать к этой работе надо уже сейчас», – торопит Зеллик.

Зеллик прав – мировые центробанки должны искать новую систему взаимоотношений, одобряет Николай Кащеев из казначейства Сбербанка. Новая валютная система нужна, но план не выглядит реалистичным, сомневается Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.

Есть два глобальных лагеря: один во главе с Китаем следует привязке к доллару, другой поддерживает систему плавающих курсов, рассуждает Кащеев: «Есть противоречие между главным эмиссионным центром – США и Китаем, накапливающим резервы, но не думающим, как это влияет на мировые ставки». Переход к новой системе предполагает сильную коррекцию в развивающихся странах, прежде всего в Китае, но это изолированная постановка вопроса, нужны структурные реформы во всех крупнейших экономиках, считает Лисоволик.

Пока конфликт внутри «двадцатки» нарастает, отмечает Фрэнк Энгельс из Barclays Capital: к КНР и Бразилии, заявившим о вреде политики ФРС для мировой экономики, присоединилась и Германия, обвинившая США в использовании двойных стандартов. Обвиняя Пекин в манипулировании валютным курсом, США с помощью вливания $600 млрд делают то же самое: искусственно занижает курс доллара с помощью печатного станка, говорил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле.

Возврат к золотому стандарту абсурден и невозможен, безапелляционны аналитики UBS и Natixis. В мире не производится столько золота, чтобы оно могло играть роль стандарта, считает Эдель Тулли из UBS. Риски, связанные с долларом, могут повысить привлекательность российского рубля как потенциальной резервной валюты, радуется помощник президента Аркадий Дворкович.

Валютный рынок – глобальный, а эмиссионные центры действуют эгоистически, считает Кащеев: «Со временем ограничение суверенитета центробанков неизбежно. Но для этого нужен другой уровень развития глобальных институтов – для его достижения, видимо, надо, чтобы экономику еще потрясло». О глобальном центробанке речи пока не идет, но движение к его созданию должно начаться, добавляет он.